Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Суббота, 19.08.2017, 10:22
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Ум, сознание и нервная деятельность в Аюрведе


 

                              УМ

 

     Древние мудрецы, авторы аюрведических текстов, давая определение ума, использовали три базовых термина – Манас, Читта и Саттва.

     Манас, или собственно ум. Манас состоит из трех слагаемых – Мананы,  Джнаны  и Авабодханы.

     Манана – способность живого существа к пониманию, сосредоточению, концентрации, медитации. При патологическом доминировании Мананы возникает чрезмерная погруженность в себя, в тяжелых случаях доходящая до аутизма. При ослабленной или недостаточной Манане - неспособность к сосредоточению. 

     Джнана – способность живого существа к пониманию, познанию, знанию, обучаемости. При патологическом доминировании Джнаны возникает (уточнить в книге пример с карандашем), а при ее ослаблении или недостаточности - сложности с обучаемостью. При искаженной Джнане человек пребывает в иллюзии относительно себя, своего места в обществе и окружающего мира.

     Авабодхана – способность живого существа к пониманию, восприятию, оценке, распознаванию, обучению, передаче информации. При патологическом доминировании Авабодханы возникает (состояние зацикленности на разделении добро-зло, от этого шиза), а при ослаблении или недостаточности - затруднение или невозможность сделать выбор или дать адекватную оценку происходящим или прошедшим событиям. При искаженной Авабодхане человек принимает черное за белое, друзей за врагов, добро за зло и наоборот.

     Читта, или способность к эмоциональной жизни, чувствам, и, как следствие, к манипуляции умом. Состоит из двух слагаемых – Чинтаны и Смрити.

     Чинтана – способность размышлять, сострадать, жалеть, переживать, чувствовать, строить планы на будущее, фантазировать, жить эмоциональной жизнью. При патологическом доминировании Чинтана повергает человека в мир фантазий, воздушных замков и иллюзий, отдаляет от реального мира или порождает гиперэмоциональность. При ослабленой или недостаточной Чинтане человек может терять способность к переживаниям, состраданию и эмоциональной жизни или лишается фундамента, стержня, связывающего его с миром. Если возникают искажения Чинтаны, возникают мании, фобии или подмены чувств и эмоций.

     Смрити – память. Это способность живого существа к накоплению знаний, опыта и возможность восстанавливать в уме события и впечатления прошлого. При патологическом доминировании Смрити человек живет событиями прошлого, как плохими (с его точки зрения), так и хорошими, уходя от реальности в мир воспоминаний. При ее слабости или недостаточности возникают амнезии, нарушения процессов запоминания информации, расстройства памяти в целом. Если возникают искажения Смрити, появляются фальшивые воспоминания, человек становится злопамятным, мстительным.

     Саттва, или связующая составляющая между Манасом и Читой. Отвечает за скрепление воедино всех составляющих ума, за рассудительность, адекватность оценки реальности, остроту ума, праведность, религиозность; связывая ум и органы чувств с телом, дает способность к существованию души в соответствующем физическом теле[1]. Может считаться одним из аспектов совести. Слово Саттва неоднократно использовалось Бхелой для обозначения думающих существ, не только имеющих тело, но и бесплотных – духов, ангелов и демонов. В целом, аюрведические мудрецы зачастую используют термин Саттва как синоним:

     - ума и высшей нервной деятельности

     - индивидуальной конституции живого существа

   - изменения в сознании, возникающие под тем или иным влиянием

     - человека, животного, растение или духа

     - сущности

     - силы

     - Природы.

      Патологического доминирования у Саттвы нет. Любое ее увеличение делает личность гармоничней, чище и свободней от влияния иллюзий, Раджо и Тамо гун материальной природы. Недостаточность и искажение Саттвы ведет к множеству психопатологических процессов, которым будет посвещена соответствующая глава.

     Не смотря на явное функциональное различие, Чарака пишет, что эти три – Манас, Читта и Саттва – суть одно, а вышеперечисленные термины приобретают в Чарака Самхите (Ч.С.1.8.4) синонимичное значение. Как самую главную функцию ума Чарака выделяет Чинтану – способность мыслить.

 

                    Местоположение ума в теле человека

 

 

     Не смотря на то, что древние мудрецы оставили множество текстов, объяс­няющих природу ума, многие современные аюрведические врачи и философы не могут точно установить, в какой части тела локализуются ум и сознание человека и какой именно орган отвечает за его психо-эмоциональ­ную сферу, ведя бессмысленные диспуты и высказывая собственное, порой совершенно спекулятивное, мнение, основанное не на классической аюрведической доктрине, а на современных медицинских или философских концепциях.

     Как уже говорилось выше, Бхела и Чарака немного по-разному описывают не только ум, но и его положение в теле человека, не смотря на совершенно единодушное утверждение о месте пребывания души - сердце. Чарака в разных местах Чарака Самхиты указывает на два различных места локализации ума. В одном месте он пишет, что ум вместе с органами чувств пронизывает все тело, а в другом выделяет в качестве места его основной локализации Хридайа - область сердца. Вагбхата и Сушрута также придерживаются мнения, что местом локализации разума, ума и души является сердце живого существа.

     Описывая местоположение ума, Бхела пишет (Б.С.6.8.2-9.): «Ум (Манас) расположен между макушкой и небом, он больше, чем все органы чувств вместе взятые, и поэтому властвует над ними. Оставаясь в месте своей локализации, он воспринимает все объекты (чувств), такие, как вкус и т.д., ибо он связан со всеми органами чувств. Стабильность всех органов чувств – эффект спокойного ума, он – причина всей интеллектуальной и мыслительной деятельности; в то время, как эмоции (чувства) и способность манипулировать умом (Читта) локализуется в сердце и являются причиной всей нервно-психической деятельности, отличной от деятельности ума. Тот, у кого эмоции оттачиваются и приобретают направленный характер (Сучитта), идет по дороге праведности, а если они начинают захлестывать и переливаются через край (Душчитта), человек идет по дороге греха. Ум изначален. Когда ум энергичен и поддерживается правильно направленными и контролируемыми эмоциями, возникает разум, или мышление (Буддхи), которое выбирает, что надлежит сделать, а что – нет. Разум стремиться к пониманию того, что хорошо, а что плохо, ибо от этого он наполняется (светом). То, что понято разумом, передается всему человеку, поэтому человек называется познающим (Буддха). Разум – Сверхдуша[2] (Параматма), находящаяся в теле человека. Это Он заставляет человека действовать в соответствии с содеянным (кармакараха). Итак, это места локализации и функции ума, эмоций и разума».

      С другой стороны, в тех же самых текстах мы находим описание симптомов психических расстройств, нарушения памяти и изменения психотипа человека в результате полученных ранений, травм и ушибов головы, что дает право считать головной мозг вторичным местоположением ума и разума человека..

     Так или иначе, сердце и мозг очень сильно связаны между собой. В Атхарваведе говорится (А.В.10.2.26.): «Творец накрепко связал сердце и голову человека, и поставил над ними Ваю, чтобы Он контролировал их деятельность».

 

                                      Доша ума

 

     Описывая ум, Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21), наибольшее воздействие на ум оказывают три гуны материальной природы и что Раджас и Тамас – доша ума, тогда как Саттва гуна – его равновесие.

     С позиции философии Санкхья, ум соткан из трех гун и явдяется воплощением их троих вместе взятых, поэтому он неустойчив и трудноконтролируем. Сушрута, подтверждая этот факт, пишет, что это объясняется тем, что гуны пронизывают все материальное творение. Чарака рассматривает три гуны как три базовых типа умственной деятельности, определяющих психическую индивидуальность человека[3] - Саттвика, Раджасика и Тамасика типы. Чакрапани пишет, что когда человек спокоен, его ум находится под влиянием гуны благости, когда возбужден – под влиянием гуны страсти, а когда заторможен, спит или пребывает в иллюзии – под влиянием гуны невежества.

     В развитии силы ума преобладающее влиянии оказывает Саттва гуна, в развитии его бесконтрольности – Раджо гуна, а в его истощении – Тамо гуна. Переплетение гун порождает феномен «подвижности» ума – без специальных практик ум практически невозможно сконцентрировать на одном предмете или объекте восприятия. В Бхагавад Гите говорится (Б.Г.6.34.): «Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром». Борьба гун определяет и психологическое поведение человека в тот или иной момент времени.

     Мудрецы говорят, что пропорциональное соотношение гун, установившийся за жизнь человека, переходит в следующее воплощение.

 



[1] Человеческом, животном, растительном или др.

[2] Точнее, Сверхдух.

[3] Манаса Пракрити.


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!