Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Среда, 23.08.2017, 22:30
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Фундаментальные основы Аюрведы


  VIII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША.

     Знания о Тридоша являются основополагающей системой в Аюр­веде. В двух словах ее можно представить следующим образом: су­ществуют три доша - Вата, Питта и Капха, равновесие и баланс ко­торых дает человеку долгую, гармоничную, здоровую и радостную жизнь, но если их равнове­сие нарушается, то этот процесс приве­дет в конце концов к возникнове­нию болезней и разрушению тела. Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное поло­жение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой, расшатавшихся и вышедших из равно­весия доша, что приводит к полному выздоровлению и достижению внутренней гармонии с собой.

     Глядя на аюрведические тексты, можно сказать, что изо всех че­тырех Вед они в некотором смысле перекликаются с Атхарваведой, но все равно ни в одной из них нет даже намека на существование Тридоша, этих трех основных составляющих нашего тела. Разве что в Ригведе можно найти некоторые шлоки, где говорится, что тело состоит из трех субстан­ций:

                                  трир-но  ашвина  дивйани  бхешаджа

                                  трих партхивани трир-удаттамадвйаха

                                     оманам  самйур-мама  кайасунаве

                                 тридхату  шарма  вахатам шубхаспати

                                                                                           (Ригведа)

     Один из комментаторов Ригведы, Сайана, интерпретируя выде­ленную шлоку, утверждает[8], что когда тридхату - Вата, Питта и Капха находят­ся в равновесном балансе, тело послушно и не боле­ет, а его хозяин пре­бывает в счастье и радости. Тридоша иногда на­зывают тридхату, потому что, если они находятся в состоянии бал­анса, они формируют тело. Суш­рута описывает их как причину возникновения и постоянного обновления организма. Он говорит:

                      нарте деха капхадасти на питанна ча марутат

                      шонитадапи ва митам деха  этаисту  дхарйате

                                                                               (Сушрута Самхита)

 

 

 

     Доша - три - Вата, Питта и Капха. "Душана ити доша" - то, что порой увеличивается, а порой уменьшается, есть доша. Слово "доша" можно перевести и как "болезненные начала". Помимо Вата, Питта и Капха, Сушрута относит к категории доша еще и кровь. Но, так как он в основ­ном специализировался на хирургии и мало работал с физиологической стороной крови, поэтому его утвержде­ние не приобрело широкой попу­лярности. Кровь сама по себе не может проявлять своих качеств без влияния Тридоша, и в отличие от доша не может самостоятельно разру­шать остальные ткани. Ко­гда возникает дисбаланс Тридоша, в первую очередь это отражается на чистоте и составе крови, и эта нечистая кровь ассоциируется с доша, находящейся в состоянии дисбаланса, потому что она приоб­ретает свойство разрушать организм. Таким образом, становит­ся понятно, почему кровь относят не к доша, а к тканям.

     "Ва гати гандханайохо вата" - то, что движется и  разносит запа­хи есть Вата. Корень "ва" обозначает движение. Вата доша иногда называют Вайу доша.

     "Тапати ити питта" – жар – это Питта. Корень "тап" обозначает жар. Питта доша называют также Теджо доша или Агни доша.

     "Шлеш алимгате ити капха" - то, что способствует соединению есть Капха. Корень "шлеш" обозначает объятие, соединение (С.С.1.21.3). Капха доша иногда называют Кафа доша или Слешма (Шлешма) доша.

      Вата, Питта и Капха находятся во всем теле, но преобладают в ниж­ней, средней и верхней его частях (если находятся в состоянии равнове­сия). Как три колонны поддерживают шатер, так и Тридоша поддержи­вают организм, и так как они делают тело стабильным, их часто называ­ют колоннами (С.С.1.21.3).

      Тридоша иногда называют нечистотами, или побочными про­дуктами, потому что в процессе пищеварения они способствуют формированию побочных продуктов, загрязняя тем самым орга­низм, а при дисбалансе разрушают тело с выделением большого ко­личества нечистот.

     В основном же Вата, Питта и Капха называют "доша", т.е. "бо­лезнен­ные начала", ведь они имеют тенденцию разрушать все субс­танции в ор­ганизме, выходя из равновесия.

 

 

                 Природа и физические свойства Тридоша.

 

     Так сложилось, что описание положения, свойств и природы Тридоша начинают с Вата доша. Одна из причин такой "неспра­ведливости" - самая высокая активность этой субстанции в орга­низме.

     В двенадцатой главе Сутрастханы Чарака пишет, что Воздух - наша жизнь, Воздух - наша сила, Воздух наполняет наше тело му­зыкой и контролирует все процессы в теле. Сушрута называет Воз­дух основной причиной создания, поддержания и разрушения чело­веческого микрокосма и всей вселенной, и поэтому, величайшим и первейшим (С.С.2.1.3.). Такая хвалебная песнь вполне уместна, ведь Воздух[9] является Праной, жизненной энергией. Однако, это утверждение можно понять как восхваление атмосферного воздуха, что не совсем вяжется с анатомией и физиологией. Но, на самом деле, когда человек вдыхает атмосферный воздух, он, смешиваясь с воздухом тела, образует Воздух тела, который отличается от атмос­ферного воздуха. Существует также и другой Воздух, который на­ходится в желудке и отвечает за процесс пищеварения. Эти два типа Воздуха смешиваются между собой и формируют Вата доша в теле человека.

     Чарака характеризует качества Вата доша следующим образом. Он:

             1) Сухой.

             2) Легкий.

             3) Чистый и прозрачный.

             4) Подвижный.

             5) Невидимый.

             6) Холодный.

     В Сутрастхане Чарака Самхиты, в ее двенадцатой главе, Чарака очень подробно объясняет все эти шесть основных качеств Вата доша. В Аюрведе Вата описывается как холодный, а Вайшешика утверждает, что эта доша не холодная, не горячая. На самом деле здесь нет никакого протии

      Питта по своей природе является горячей жидкостью, по своим качествам близкой к сильной кислоте, поэтому вкус ее - кислый и горько-острый. В отличие от кислоты как от химического соедине­ния, Питта доша может проявлять и свойства основания, особенно это проявляется в двенадцатиперстной кишке. Это горячая доша, и не только по действию на организм, но и на ощупь, ведь в ее сос­таве доминирует Огонь. Огонь комбинируется с Цветом, поэтому эта доша окрашена. Его цвета - от белого до красного. Помимо всего прочего, Питта доша обладает запахом (и достаточно прене­приятным), он пахнет мясом, причем если находится в нормальном состоянии, то свежим, а если в состоянии дисбаланса или в соеди­нении с Амой - гнилым (Ч.С.1.20.15.).

     Сушрута говорит (С.С.1.21.11.), что Питта доша -  жидкость, го­рячая, очень активная, дурно пахнущая, голубого, красного, желто­го, розового и других цветов, горькая на вкус (а если вкус не рас­пробован полностью, то на первый взгляд - кислая). Далхана объяс­няет, что когда Питта находится в созревшей форме, его вкус - горький, а в неспелой - кислый. Точно также, когда Питта еще не созрел или находится в соединении с Амой, он голубого цвета, а когда созрел и находится в нормальном состоянии -  желтый. Одна­ко, Питта может иметь и другие цвета, например, белый или розо­вый. Де факто, Ранджака Питта окрашен в красный цвет. По пово­ду цвета Питта доша Чарака говорит буквально следующее (Ч.С.6.4.9.): "Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови". Она обладает не­сколько неприятным, "мясным" запахом и красным цветом. При на­рушениях же баланса этой доша, цвет может меняться, становясь голубым, белым или розовым. Нормальное количество Питта доша в теле - пять пригоршней.

     Последняя из Тридоша - это Капха доша. Сушрута так описывает качества этой доша (С.С.1.21.15.): "Капха, или Слешмана - тяжелая, холодная (не только по действию  на организм, но и на ощупь), бе­лая или слегка желтоватая, мягкая, малоподвижная, слизистая, клейкая, тягучая субстанция.

     Сушрута утверждает там же, что в нормальном, зрелом состоя­нии она сладкая, а в незрелом - соленая на вкус. Качества данной доша напрямую зависят от Воды, доминирующей в ее составе, и в несколько меньшей степени, от Земли. Чарака описывает Капха доша как слизистую и как прозрачную. Нормальное количество Капха доша в теле – шесть пригор­шней.

 

     Можно заметить, что Питта и Капха доша описаны как непод­вижные, хотя в организме они совершают движения и могут пере­ме­щаться с места на место.

                    питтам пангу капхам пангу пангаво малакавалаха

                      вайута  йатра  нийанте татра гаччханти медхават

                                                                

                                                                         (Шарангадхара Пурва,1.5.25)

 

     «Нечистоты, Питта доша и Капха доша неподвижны, по организму их движет Вайу, как и нечистоты, и другие части тела, подобно тому, как ветер го­няет облака по небу».

 

     Из трех гун материальной природы, Страсть доминиру­ет у Вата доша, Благость - у Питты, а Невежество - у Капхи.

     Для более удобного рассмотрения нормальных физических качеств Тридоша смотрите таблицу 3.

 

 

        IX. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ

     Вата, Питта и Капха локализуются и циркулируют по всему телу (Ч.С.1.20.9.) но их основные позиции – нижняя, средняя и верхняя части тела соответственно. Об этом пишут все авторы, а Чарака и Сушрута конкретно указывают, какую область в теле занимает та или иная доша. Кашьяпа пишет (Каш.С.1.27.10-12): «Доша находятся во всем теле, однако, можно описать места их основной локализации могут быть описаны: Вата доша находится в пупочной области, в костях и мозге. Желудок, пот и кровь – места локализации Питта доша. Жир, голова, шея, грудь, суставы и руки – места локализации Капхи. Среди этих мест сердце является основным местом локализации Капха доша, двенадцатиперстная кишка – Питты, а толстая кишка – Ваты».

     Чарака утверждает, что основных мест локализации Вата доша семь:

             1. Кишечник[10].

 

 

В своих коммента­риях на шлоку "паквашайа кати сактьйи шротрасти спаршанэндрийам стханам ватасйа татрани паква­данам вишешатаха", Чакрапани пишет, что Чарака выделяет кишечник как основное место локализации Вата доша по той причине, что это место "служит корнем всех заболеваний и дисба­лансов Вата доша”. Низ живота и кишечник являются основными места­ми локализации Вата, т.к. он в большей степени находится там, и если его ненормальность (дисбаланс) проявляется в этих местах, то Вата доша становится абнормальным во всем теле; и с другой стороны, при норма­лизации баланса Вата доша в кишечнике, нормализация произойдет и во всем теле.

 

 

     Основные места локализации Питта доша следующие:

               1. Потовые железы, пот.

2. Хилус, желчь.

3. Вода тела[11] - лимфа, жидкая часть мышц и т.д.

 

 

 

     Основные места нахождения Капха доша:

1. Грудная клетка.

2. Голова.

 

     Среди этих семи главных мест локализации Капха доша основ­ное - грудь. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.3.): "Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос и язык являются местами локализации Капха доша, причем основное среди них - грудная клетка."

 

     Сушрута очень кратко описывает основные места локализации Тридоша (С.С.1.21.6.). Он говорит: "Вата доша находится между лобком и пупком. Позиция Питта доша – эпигастральная область. Капха располага­ется в эпигастрии и выше". Можно заметить, что эпигастрий упоминается Чаракой как по­зиция и Питта и Капха доша, а Сушрута утверждает, что там нахо­дится исключи­тельно Капха доша. Чарака и Сушрута по-разному описывают положение эпигаст­ральной зоны.

 

     Чарака описывает эпигастрий как место между пупком и соска­ми (Ч.С.3.2.17.). С его точки зрения, данная зона - это та часть же­лудочно-кишечного тракта, где идут наиболее интенсивные про­цессы пищеваре­ния. Таким образом, с точки зрения современной анатомо-физиологичес­кой науки, эпигастрий - это желудок с две­надцатиперстной кишкой, в норме находящийся чуть выше пупка. И когда Чарака говорит, что поло­жение Питта доша – эпигастраль­ная зона, то он подразумевает нижнюю часть желудка и двенадца­типерстную кишку. Положение же Капха доша - верхняя часть этой области, т.е. - желудок. Чакрапани в своих коммента­риях на Чарака Самхиту говорит, что Питта доша располагается в нижней части эпигастрия, а Капха - в верхней[12]. С позиции Сушруты, эпигастрий - это зона желудка, а Питта доша располагается как раз в центре эпигастрия, то есть в зоне две­надцатипер­стной кишки. Поэтому, между утверждениями Сушруты и Чараки отно­сительно положения Питта и Капха доша нет ника­ких противоречий[13].

 

 

Давайте рассмотрим и сопоставим остальные места локализации Питта доша.

     В качестве одного из основных мест локализации этой доша Ча­рака выделяет хилус (Раса дхату), а Сушрута говорит о сердце. В некоторых наиболее древних аюрведических текстах сердце назы­вают Раса, ведь оно является вместилищем Раса дхату, хилуса. Та­ким образом, если одним из основных мест локализации Питта доша является хилус, безусловно, его основным местом локализа­ции будет и сердце, и наоборот. Аналогичным образом, печень и селезенка, являясь с точки зре­ния Аюрведы в очень большой степени функционально близкими органами, описываются Сушрутой как места локализации Питта доша, что абсо­лютно совпадает с утверждением Чараки, говоряще­го, что основным мес­том его локализации является кровь, ведь пе­чень и селезенка являются вместилищем крови.

 

 

     Таким образом, можно смело утверждать, что между описанием местоположения Тридоша Чаракой и Сушрутой противоречий и разногласий не существует, как и говорят все комментаторы на эти выдающиеся аюрведические тексты. Помимо всего вышесказанного, можно добавить, что в результа­те процесса пищеварения, в тонком кишечнике идет образование Вата доша, в двенадцатиперстной кишке - Питта доша, в желудке - Капха доша. Это еще одна причина, по которой эти места являются местом основной локализации Тридоша (см. рисунок 1.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!