Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Среда, 23.08.2017, 16:35
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Фундаментальные основы Аюрведы


      X. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША

     В аюрведических текстах мы находим описание пяти типов Вата, Питта и Капха доша. Сразу же возникает вопрос - являются ли различные Вайу разными субстанциями, имеющими различное строение, или это одна и та же Вата доша? Известно, что Вата доша имеет природу газа. Являются ли пять различных Вайу разными га­зами, обладающими различными физическими и физиологическими характеристиками? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, ибо в сохранившихся аюрведических текстах настолько подробной информации не содержится. Можно только сказать, что существует Вайу тела, Вата доша, которая называется разными именами в за­висимости от функции и места основной локализации в теле чело­века. Точно также, как кто-то может служить царским на-местником, генерал-губернатором и тайным агентом одновременно, в со-ответствии с исполняемыми обязанностями, и хотя он имеет посто­янный офис в столице, но ездит по всей стране, исполняя свои обя­занности, которые достаточно обширны, но он - один и тот же че­ловек, так и Вайу тела имеет свое специальное, самое главное по­ложение в теле, из которого он распространяет себя по всему орга­низму, и в зависимости от того, где он в данный момент находится и какие функции выполняет, он называется разными именами.

     Исходя из этого, выделяют пять типов, или субдоша, каждой доша. Субдоша Вата доша называют ветрами, Питта доша – огнями, а субдоша Капха доша носят собирательное название по имени Капха доша.

 

 

после определения места основной локализации каждой из трех доша таким образом[14]: "После возникновения из пищи в месте ос­новной локализации, т.е. в желудке, двенадцатиперстной кишке и в кишечнике, каждая из Тридоша начинает двигаться пятью путями, одновременно разделяясь на пять видов".

     Описывая местоположение субдоша Вата доша, Шарангадхара приводит следующую шлоку:

 

                     хриди прано гудэ-панаха самано набхи самстхитаха

                     уданах кантха  дешастхо  вйанах  сарвашарирагаха

                                                                                        

                                                                             (Шарангадхара Пурва)

 

     "Прана Вайу находится в зоне груди (в сердце), Апана в прямой кишке, Самана в пупочной области, Удана в горле, а Вйана Вайу движется по всему телу".

     Давайте рассмотрим местоположение Питта и Капха доша исхо­дя из положения их субдоша, описанных Сушрутой. Позиция Питта доша такова:

1. Печень и селезенка.

2. Сердце.

3. Кожа.

4. Глаза.

5. Двенадцатиперстная кишка.

     Позицией Капха доша являются:

                 1. Грудь.

                 2. Голова.

                 3. Горло.

                 4. Суставы.

                 5. Желудок.

     Необходимо отметить, что вышеперечисленные позиции доша занимают только в состоянии баланса и равновесия (С.С.1.21.7.).

     Чарака никогда не описывал субдоша Питта доша (Пачака Агни, Ранджака Агни, Садхака Агни, Алочака Агни и Бхраджака Агни) и субдоша Капха доша (Кледака Капха, Слешака Капха, Аваламбака Капха, Тарпака Капха и Бодхака Капха, которую называют иногда Бходжака Капха), он повествует только о субдоша Вата доша (Прана Вайу, Самана Вайу, Удана Вайу, Вйана Вайу и Апана Вайу). Чакрапани объясняет такое невнимание Чараки к субдоша Питта и Капха доша тем, что Вата доша наиболее важная и актив­ная из всех, а так же тем, что для лечения любого болезненного процесса в организме в первую очередь необходимо нормализовать баланс Вата доша (Чакрапани Сутра 6.28.). По этой причине Чарака досконально и  наиподробнейшим образом останавливается исклю­чительно на описании субдоша Вата доша. Субдоша же Питта и Капха доша не в такой степени значимы для лечения заболеваний, и поэтому Чарака просто опустил их.

     Сушрута более подробно остановился на субдоша Вата и Питта доша (С.С.1.21.), считая их обоих очень важными, но что касается субдоша Капха доша, он даже не называет их принятыми в аюрве­дических текстах именами, которые мы находим у чуть более позд­них авторов (например, у Вагбхаты).

 

           XI. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НОРМАЛЬНЫХ ТРИДОША.

     Совершенно очевидно, что Тридоша выполняют в организме абсолютно различные функции вследствие своего строения и качеств. И обычно описание функций Тридоша в организме начинают с описания Вата доша. На это несколько причин, основная среди кото­рых - его сверхактивность. Выше уже приводилась очень известная шлока, в которой Шарангадхара говорит о том, что все виды дви­жения и взаимодействия в организме происходят только благодаря Вата доша. Естественно, что по сравнению с Вата доша, активность остальных доша кажется незначительной, но это не значит, что они также пассивны, как ткани или нечистоты. Питта и Капха зани­мают в теле определенное положение, и в пределах этих мест они относительно активны, например, способствуют формированию семи тканей, но у них не хватает энергии на активное самостоя­тельное передвижение по всему телу. Они способны двигаться только при взаимодействии с Вата доша, как, впрочем, и кровь, лимфа, ликвор, желчь и остальные активные ткани тела.

 

                              Функции нормального Вайу

     Основной функцией Вата доша является поддержание энергети­ческой целостности организма и его двигательная активность. От­носительно же его функций в целом, Чарака пишет (Ч.С.1.12.9.):

   1. Тело человека в некоторой степени механистично, т.е. по­строено и работает как механизм. Вата доша под­держивает на должном уровне машину человеческого тела, а в пренатальном периоде способствует ее формированию - развитию зародыша».

   2. Вата доша является ответственным за все виды дви­жения че­ловека, осуществляемые как внутри организма, так и организмом в целом.

   3. Он устанавливает связи между органами чувств и объектами чувств.

   4. Он способствует работе органов чувств.

   5. Вата доша регулирует и направляет ум, а также от­вечает за контроль ума и чувств. В состоянии дисбалан­са заставляет ум и чувства "перебегать" от объекта к объекту.

   6. В состоянии равновесия является Праной.

   7. Способствуя процессу трансформации семи тканей, Вата доша помогает формироваться человеческому телу.

   8. Он связывает между собой семь тканей, способствуя тем са­мым гармоничному развитию организма и связи тканей и органов в системы и объединяя организм в единое целое.

   9. Движение Вата доша порождает речь.

   10. Он - причина звука и тактильной чувствительнос­ти. Гангад­хара в своих комментариях на Чарака Самхиту пишет, что это происходит в основном благодаря Возду­ху, входящему в состав Вата доша, и в меньшей степени из-за Эфира. Несмотря на то, что причиной любого звука является Эфир, полное его проявле­ние происходит только при его взаимодействии с Воздухом, ко­торое спо­собствует возникновению звуков, улавливаемых ухом.

   11. Он является причиной чувства удовлетворения и неудовле­творения.

   12. Вата доша поддерживает пищеварение, раздувая огонь же­лудка.

   13. Он способствует экскреции нечистот.

   14. Он способствует очищению организма.

   15. Все каналы в теле - физические и энергетические управля­ются этой доша.

   16. Он является высшей субстанцией в организме (по­сле Атмы), и его движения управляются Дэвами - полу­богами.

     Шарангадхара в своих комментариях дополняет этот список, ут­вер­ждая, что Вата доша является причиной сегментирования тела зародыша и способствует его росту и развитию:

 

                              паванастешу валаван вибхагакарананматаха

                                 раджогунамайаха сукшмаха шито рукшо

                                                    лагхушчалаха

                                                                                (Шарангадхара Пурва)                                                                      

 

     Чарака описывает основные функции Вата доша и в другом месте Ча­рака Самхиты, причем эта шлока стала особенно популяр­ной при описа­нии качеств Вата доша (Ч.С.1.18.55.). В ней говорит­ся о пяти основных функциях Вата доша:

1. Поддержание организма.

2. Дыхание.

3. Способствует речи, движениям внутри тела, а также проявлению чувств и высшей нервной деятельности.

4. Способствует трансформации семи тканей.

5. Отвечает за очистку организма от шлаков и нечис­тот.

     Сушрута же описывает функции Вата доша в соответствии с функ­циями его субдоша (С.С.1.15.4.):

 1. Он отвечает за все движения в теле.

 2. Он перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации.

 3. Перемещает пищу и продукты пищеварения.

 4. Выполняет экскреторную функцию.

 5. Поддерживает тело.

     Вагбхата в своей Аштанга Самграха описывает основные функ­ции Вата доша следующим образом (А.С.19.2.): "Все, что движется в теле, движется из-за Вата доша, который является одним из видов Праны. От Вата доша идут все болезни тела, поэтому лечение всех болезней начина­ется с уравновешивания Вата доша".

 

 

                                            Субдоша Вата доша

 

     В предыдущих главах уже говорилось, что каждая доша подраз­деляет­ся на пять субдоша, или поддоша. Вагбхата перечисляет суб­доша Вата доша следующим образом (А.С.20.4.): "Вата доша состо­ит из Вайу, имя которым Прана, Удана, Вйана, Самана и Апана". Сушрута подходит к этому вопросу более полно, указывая, что эти пять Ветров организма управляются Марутами, полубогами ветра (С.С.2.1.5.). Описание функ­ций субдоша Вата доша принято начи­нать с Прана Вайу, который по праву считается наиважнейшим среди всех.

                                                              Прана Вайу

     Итак, главным среди субдоша Вата доша является Прана Вайу, или

 

 

     Шарангадхара очень подробно описывает функции Прана Вайу. Он пишет буквально следующее:

                   набхистхаха пранапаванаха сприштвахтат камалантарам

                         кантха  ихирвинийати  патум вишнупадамритам

                            питва  чамбарапийушам  пунарайати вэгатаха

                          принайан дэхамкхилам  дживайанчатхараналам

                                                                      (Шарангадхара Пурва 1.5)

 

     "После спуска из области головы, Прана Вайу концентрируется в лото­сопо­добной чаше сердца (по-видимому, речь идет о сердечной чакре, Анахате, М.М.), и, проникая в легкие, смешивается (дословно - пьет нек­тар) с атмосфер­ным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на Стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и  раз­жигая Питта доша в же­лудке." (Обратите внимание, на сколько поэтичны все высказывания Шарангад­хары!). 

 

 

                                              Удана Вайу

     Вайу, имеющий тенденцию к поднятию вверх и при этом вы­зываю­щий колебания голосовых связок, что приводит к возникно­вению речи, называется Удана Вайу, или Поднимающийся вверх Ветер. Основными мес­тами его локализации являются:

             1. Пупочная зона.

             2. Грудь, исключая сердце.

             3. Гортань.

     Вагбхата пишет, что Удана Вайу находится в груди и по возду­хонос­ным путям поднимается вверх (проходя через голосовые связки он вы­зывает их колебания и тем самым рождает звуки), в носо­глотку и полость

 

 

                                              Самана Вайу

     Самана Вайу можно перевести как Ветер, уравновешивающий теплоту в организме. Основным местом локализации этой субдоша является пу­почная зона, причем эта субдоша располагается непо­средственно в зоне нахождения Огня желудка. Положение, которое она занимает, находится на уровне двенадцатиперстной кишки, что соответствует точке, находя­

 

 

                                                        Вйана Вайу

     Вайу, движущийся по всему телу и перемещающий желчь, кровь и ос­тальные сами по себе неподвижные субстанции организма на­зывается Вйана Вайу, или Ветер, Распространяющийся повсемест­но. Вагбхата пишет, что он находится в постоянном движении по всему телу, но мес­том его основной локализации является сердце (А.Х.1.12.6-7.). Описывая функции этого ветра, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вйана Вайу дви­жется по всему телу, помогая ему со­вершать всевозможные движения, такие как глобальное перемеще­ние, приведение, сгибание, поднятие, от­ведение и т.д., а также он движет кровь, пот, желчь и остальные под­вижные ткани организма".

 

 

 

                                                          Апана Вайу

     Воздух, имеющий тенденцию опускаться в нижнюю часть тела, а также выходить за пределы организма, вынося с собой продукты жизнедеятельности всех внутренних органов человека и побочных продуктов пищеварения и обмена веществ, называется Апана Вайу, или Очищающий Ветер.

     Чарака так описывает основные места локализации этого Вайу (Ч.С.6.28.10.):  "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана Вайу. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятель­ность, акт дефекации и месячные." Сушрута также считает основ­ным местом локализации Апана

 

     Закончить описания субдоша Вата доша можно шлокой из Ча­рака Самхиты (Ч.С.6.28.11.): "Они все находятся в вышеперечис­ленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней". Ко всему вышесказанному можно добавить только, что все Вайу имеют природу газа, как и Вата доша, и по свойствам не отличаются от него. Функции некоторых из них взаимопродубли­рованны, что позволяет не разрушаться организму, если одна из суб­доша находится в состоянии дисбаланса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream

Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!