Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Среда, 23.08.2017, 22:31
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Фундаментальные основы Аюрведы


     XII. ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС

     Давайте рассмотрим корреляцию между доша, тканями и нечистотами. Исходя из аюрведических текстов, доша, ткани и нечистоты совместно складывают и поддер­живают это тело, являясь его корнями[15]. Сушрута описывает это в шестой главе Суш­рута Самхиты (С.С.6.6.66.). Инду в своих ком­ментариях очень подробно объясняет эту шлоку. Он говорит, что тело может быть создано из соче­тания доша, тканей и нечистот.[16]

     Из этих трех составляющих тела доша наиболее важны, ведь из них и с их помощью идет формирование всех семи тканей организма[17]. Хилус, из кото­рого идет об­разование всех остальных тканей организма, получает свою энергию и свои качества, такие как подвижность или энергию для дальнейшего пе­реваривания, тяжесть, сли­зистость и все остальные свойства непосредственно от Тридоша (А.С.1.1.).

     Вата доша, Агни, а также хилус и Оджас не видимы посредством обычного зрения или под микроскопом. Поэтому-то Чакрапани и пишет[18] в своих комментариях на Сушрута Самхиту, что природа этих субстанций познается исключительно по их воздействию (проявлению).

     Практически все ткани, в отличие от доша имеют постоянное, зафик­сированное положение в организме. Они могут передвигаться только по строго определенным каналам, тогда как доша, особенно при дисбалан­сах, могут перемещаться по любым каналам в орга­низме.

     Исходя из этого, возникает вопрос: если в основной массе ткани за­фиксированы в местах своей основной локализации и не переме­щаются по организму (за исключением хилуса и крови), то каким же образом они могут оказывать хорошее или плохое воздействие на здоровье и тонус ор­ганизма? Чарака (Ч.С.4.6.18.) так отвечает на этот вопрос: "Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (при­чем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают анор­мальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае нахождения доша (а, следовательно, и тканей) в состоянии баланса".

     Доша, пребывающие в равновесии, очень сильно зависят от правиль­ности процесса трансформации семи тканей. Ткани во время своего взаимопревращения порождают Тридоша, а находящиеся в состоянии равновесного баланса доша, в свою очередь, спо­собствуют этому процессу. В результате трансформа­ции семи тканей об­разуются не чистые ткани, а ткани, смешанные с доша, очищающиеся от них только через некоторый промежуток времени, да и то не до конца.

     Помимо помощи в превращении семи тканей, доша помогают им пра­вильно выполнять свои функции.

     Ткани, как будет видно из последующих глав, приобретают по­ложен­ное по индивидуальной конституции массовое и пропорцио­нальное ко­личество после 20 лет жизни человека, и оно практичес­ки (в норме) не меняется в течение остального времени существования тела. Доша и нечистоты, на­против, - преходящи и уходящи, но совместно друг с другом созда­ют константу в количествен­ном и пропорциональном соотноше­нии.

 

                                                    Семь тканей

 

     Семь тканей, составляющих организм человека, суть хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя. Их вполне можно сопоста­вить с анало­гичными тканями, описываемыми современной гисто­логией. Слово «дхату» переводится как "жизненная сила", хотя, со­временными перевод­чиками оно переводится как "ткань", "струк­турная единица".

     Хилус - это полностью переваренная пища, циркулирующая по осо­бым каналам по всему телу. Арунадатта говорит, что “циркулирующий по всему телу хилус питает органы чувств и при­носит умиротворение и покой” (поэтому то после еды чувствуется такое расслабление и спокойс­твие!). При формировании хилуса в виде побочных продуктов образуют­ся кал и моча.

     Основная функция хилуса заключается в питании всего орга­низма и в поддержании процесса трансформации семи тканей. Он от­вечает за лак­тацию у кормящей женщины и регулярность менст­ру­ального цикла.

     При трансформации хилуса образуется лимфа, а из лимфы - кровь. Побочным продуктом этого превращения являются Капха доша, слизь и мокрота.

 

     Сушрута в Сушрута Самхите (С.С.1.14.22.) описывает кровь, находя­щуюся в здоровом состоянии, как вязкую жидкость красного цвета (цвета божьей коровки), плохо отстирывающуюся с ткани. Далхана также гово­рит, что если смочить кровью кусочек ткани, то он очень долго не отсти­рается. Помимо сравнения цвета крови с цветом божьей коровки, ее сравнивают с цветом цветков красного лотоса, семян розового горошка и др. (Ч.С.1.24.22.). Ган­гадхара пишет, что всевозможные от­тенки красного цвета служат показателями чистоты и здоровья крови. С позиции Вагбхаты (А.С.1.36;А.Х.1.27. 2.), кровь сладка и слегка солоно­вата.

     Трансформируясь под действием мышечного Огня, кровь поро­ждает мышцы. Побочным продуктом этого превращения является Питта доша.

     Мышечная ткань образуется из крови под действием мышечного Огня. Их всех первоэлементов наиболее активное участие в этом процессе при­нимают Огонь и Воздух.

     Существует два вида мышечной ткани в зависимости от того, какой из первоэлементов (Воздух или Огонь) оказывает доминиру­ющее влия­ние. Проводя параллель с современной гистологией, можно сказать, что это гладкие и поперечно-полосатые мышечные волокна, одни из которых играют роль скелетной мускулатуры, а вторые отвечают за движения на уровне органов.

     Мышцы выстилают собой все тело человека, покрывая кости и прида­вая телу физическую силу и массу, соединяют между собой кости и дают способность совершать всевозможные виды движе­ний. Тонкоэнергетиче­ские каналы, по которым идет поступление Праны в мышцы, проходят по связкам.

     Тупиковым продуктом развития мышечной ткани является кожа.

     При трансформации эта ткань порождает жир, причем побоч­ным про­дуктом этого процесса являются нечистоты, накапливаю­щиеся в семи от­верстиях органов чувств - гной в глазах, сера в ушах и налет на зубах и языке.

     Телесный жир образуется за счет жира, присутствующего в пище. Это происходит под влиянием Воды и Земли. Основными местами локализа­ции жира является живот, бедра, поясница, шея и другие части тела. Су­ществует несколько разновидностей жира, например мышечный жир, а также подкожный жир и внут­ренний жир, локализующийся около внут­ренних органов.

     Жир способствует терморегуляции, утепляет организм, служит запа­сом питательных веществ. Маслянистость тела во мно­гом зави­сит от этой ткани. Одним из органов, управляющихся ей, являются почки и надпо­чечники.

     При трансформации жира под действием костного Огня возни­кают кости, побочным продуктом этого превращения является пот, у которого также много полезных для организма свойств.

     Костная ткань несет на себе опорную функцию и служит местом при­крепления мышц, принимает участие в перемещении тела и за­щите орга­нов грудной клетки и таза от повреждений.

     Кости формируются посредством Астхи Агни и совместного влияния Воздуха и Огня. При доминирующем влиянии Воздуха возникают кости с большой полостью внутри их тела, а при боль­шем влиянии Огня образу­ются губчатые кости.

     В тупиковой ветви своего развития формирует зубы. Процесс пре­вращения костей в костный мозг сопровождается ростом ногтей и волос на теле.

     Костный мозг заполняет пустоты в костях. Вата доша образует полос­ти внутри костей, которые и заполняются этой тканью под действием на кости костномозговым Огнем.

     Семя - самая тонкая из семи тканей, находящаяся в каждой клетке тела. Весь процесс трансформации тканей, начиная от хилу­са, сводится к образованию семени. Чистое семя описывается Суш­рутой (С.С.3.2.11.) как жидкость, сладкая и слизистая, имеющая цвет горного хрусталя и пахнущая, как мед. Вагбхата говорит, что в здоровом состоянии оно белое и густое. Иногда цвет семени опи­сывается как цвет белого меда.

     Чарака пишет, что наиболее наполнены семенем кости и кост­ный мозг. При образовании семени, оно, под действием Эфира и Воздуха, словно топленое масло, просачивается сквозь поры в кос­тях и концен­трируется в половых органах.

     Семя способствует репродуктивной деятельности человека, а также дает энергию всем мыслительным процессам и участвует в развитии мис­тических сил. Очень важную роль в духовных прак­ти­ках играет контроль за семяизвержением. Ученику, желающему стать брахманом, Дхарма-шас­тры (например, Ману Самхита) пред­писывают полный целибат.

     Аюрведа описывает восемь видов сексуальных отношений, пре­пятст­вующих продвижению ученика-брахмачария. Если хотя бы один из этих восьми пунктов не соблюдается, целибат считается прерванным или не полным:

     1. Сексуальные мысли.

     2. Сексуальные разговоры.

     3. Сексуальные игры.

     4. Сексуальные сны.

     5. Секретные беседы с партнером.

     6. Сексуальные желания.

     7. Сексуальные стремления.

     8. Непосредственно половой акт.

     Подробнее эта тема разбирается в Аштанга Хридайам (А.Х.5.40.30-45).

     Семя является пиком физиологического процесса превращения съе­денной пищи и распространяется по всему организму живого существа. Точно так же, как в молоке не видно масла (оно проявля­ется только если молоко хорошо взбить), или в соке тростника не видно сахара, так и семя находится в теле в скрытой форме, дви­жется по очень тонким энергети­ческим каналам, и становится ви­димым только при определенных усло­виях.

     В детском возрасте процесс трансформации семи тканей идет наибо­лее интенсивно, но он направлен на рост и развитие организ­ма, поэтому в теле ребенка присутствует недозрелое семя, которое полностью перера­батывается на Оджас. Зрелое семя образуется только к 15 - 18 годам. В пожилом же возрасте (75-80 лет и выше) за редким исключением проис­ходит увеличение пропорционально­го количества Вата доша и прекра­щение функций каналов, по ко­торым движется семя, поэтому возникает старческая импотенция. Хотя и из этого правила существуют исключе­ния, все же в этом возрасте половую жизнь стоит прекратить.

     Особая ценность семени в том, что оно в свою очередь форми­рует Оджас, или тончайшую энергию человеческого сознания.

 

                                                       Оджас.

     Дословно, в переводе с санскрита слово "Оджас" обозначает "сила, мощь". Это одна из наиболее тонких энергий человека, одухо­творяющих его сознание. Оджас бывает двух видов: Шукрартав Оджас (Пара Оджас) и Бара Оджас (Апара Оджас). 

     Шукрартав Оджас имеет наиболее тонкое строение и находится в сердце человека в количестве восьми капель. Он заставляет биться сердце живого существа и тем самым порождает память и саму жизнь. Этот Од­жас собирает воедино все тонкие тела челове­ка, одновременно соединяя и удерживая их совместно с грубым фи­зическим телом.

     Бара Оджас имеет относительно грубое (но, все равно тонкома­тери­альное) строение и иногда бывает виден невооруженным гла­зом как аура, светящаяся оболочка, окружающая святых и людей, духовно продвину­тых. Чем чище человек, чем его образ мыслей возвышеннее, тем больше у него Оджаса, и наоборот, невежество снижает количество Оджаса в теле человека. Помимо этого, Оджас аналогичен иммунитету - чем больше Оджаса, тем выше защитные и регенераторные силы организма и тем меньше у человека образу­ется токсинов и шлаков.

     Чарака так описывает Оджас (Ч.С.1.17.74-75.): "Субстанция, на­ходя­щаяся в сердце и окрашенная в белый, красный или желтый цвет называ­ется Оджас. Если Оджас покидает тело, то организм разрушается и чело­век умирает. В развивающемся теле живого су­щества в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топле­ного масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху. Как пчелы собира­ют мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций".

 

 

 

                                                       XIII. ПРАНА.

     Прана - жизненная энергия, проявляющаяся не только в теле че­ловека или любого другого живого существа, но и покоящаяся в окружающем человека эфирном пространстве. Слово "Прана" про­исходит от санскрит­ского корня "Ана" и приставки "Пра". "Aнa" означает "оживать и вибри­ровать", а "Пра" означает "первостепен­ная, впереди стоящая". Таким об­разом, слово "Прана" значит "наи­первейшая жизненная энергия". Все то, что оживляет, передвигает и удерживает душу и сознание в теле живого существа представля­ет Прану, силу жизни. Все энергии в мире, в том числе тела расте­ний, животных и людей, являются различными ее прояв­лениями.

     В Упанишадах говорится, что Прана становится создателем всех субс­танций в этом мире и основой всех жизненных процессов в те­лах живых существ. Брихаранйака Упанишад говорит, что нить Праны проникает во вселенную и поддерживает ее в равновесии. В Ригведе есть стих, в кото­ром говорится, что Прана является вечной, не уничтожаемой при разру­шении этого материального мира энер­гией Господа. Она  - причина со­творения, поддержания и уничто­жения субстанций в этом мире и самого мира в том числе. Прана поддерживает все функции тела, поскольку не­видимые обычным зрением воздушные потоки, движущиеся по энергети­ческим кана­лам, являются энергиями тонкого тела человека и управляют­ся Дэ­вами (полубогами). Таким образом, посредством Праны проявляет­ся один из видов зависимости человека от Природы и Полубогов, которые являются уполномоченными Верховной Личностью Бога на контроль за этой вселенной.

     Дыхание - это способ, с помощью которого Прана соединяет Микро­косм (Человека или любое другое живое существо) и Макро­косм (Все­ленную), осуществляя не только энергоинформационный обмен между ними, но и связывая все живые существа в единый организм. Эта связь описывается не только в ведических писаниях, но и некоторые современ­ные ученые подтверждают факт наличия общего энергетического поля Земли. В частности, профессор Вер­надский в своих трудах писал о Ноо­сфере, одной из оболочек зем­ного шара, которая и является этим энерго-информационным полем нашей планеты.

     Прана способствует раскрытию и деятельности всех тонкоэнер­гетиче­ских субстанций организма, действующих не только на уровне грубой физиологии, но и отвечающих за память, нервно-психическую активность человека и за его уровень сознания. Таким образом, можно утверждать, что она поддерживает и формирует ор­ганизм человека. Помимо этого, Прана способствует процессу зача­тия ребёнка, росту и развитию зароды­ша во чреве матери, а нару­шение ее движения по энергетическим кана­лам приводит к возник­новению заболеваний и разрушению организма.

     Вата доша, находясь в состоянии баланса, является по свей внутрен­ней сути Праной и обладает практически всеми ее качест­вами.

     В зависимости от функций, строения, проявления и действия во все­ленной и в организме человека выделяют по пять типов тонко­энергети-ческих пранических потоков, называемых Прана, Апана, Вйана, Самана, Удана (эти пять локализуются в организме и участ­вуют в формировании пяти основных тел человека - Анна Майа, Прана Майа, Маго Майа, Вид-жнана Майа и Ананда Майа Коша) и Нага, Курма, Крикала, Девадатта и Джананджайа. Из этих десяти типов Праны первые пять являются субдоша Вата доша, находящи­мися в состоянии равновесного баланса и функционирующими на уровне физического и энергетического тела человека, а остальные пять действуют в окружающем его пространстве.

                                             Пять видов Праны.

 

     Прана. Понятие Прана в данном случае используется для того, чтобы определить особо специфический вид пранической энергии, жизненную силу дыхания.

     Слово Прана (”Пра” и “Ана”) можно перевести как "то, что вы­тяги-вает или вбирает". Космическая энергия, которая посредством дыхания (а в результате практики специальных упражнений и всей поверхностью тела) впитывается из атмосферы, движет диафрагму, заполняет легкие и ноздри, называется Праной. Голова, рот, нозд­ри, грудь (сердце и легкие), живот и большие пальцы ног и рук яв­ляются основными центрами этого вида Праны. Эта жизненная сила кумулируется в мозге и управляет функциями органов чувств, памятью, эмоциями и процессом мышления. Определенные психо­физиологические реакции, такие, как способности человека ощу­щать запахи, звуки, вкус, прикосновение, форму и цвет, функции блуждающего нерва и остальных черепных нервов; сила, управ­ля­ющая всеми умственными и психическими энергиями - все это свойст­ва Праны. Примитивные инстинкты, эмоции, разум, чув­ства, возбужде­ние и подавленность, агрессия и самоконтроль, па­мять, концентрация, рассуждение, проницательность, ясновидение и те­лепатия - все это про­явления Праны.

      Если Прана находится в чистом состоянии, то внутренние орга­ны также функционируют должным образом. Интоксикация, недо­едание, экологические катастрофы, кризисы, греховная деятель­ность, усталость, утомление, физические и психологические удары истощают жизненные силы. Когда ум и остальные тонкие тела на­чинают разрушаться, а на их месте не формируется духовное тело, то такие высокие способности, как память, интеллект, возможность сконцентрироваться на духовном, про­ницательность, сострадание, разум, спокойствие и терпение уменьшают­ся, а на их месте разви­ваются более низкие инстинкты или эмоции.

     Апана. Апана - извергающая жизненная сила. Перистальтичес­кие из­гоняющие движения, встречающиеся в кишках, пищеводе, мочевом пу­зыре, матке, семенных железах и порах кожи, ведущие к акту дефекации, мочеиспускания, приходу менструаций, родам, по­тению и всем осталь­ным видам выделений относятся к функциям этого вида Праны. Как уже говорилось, репродуктивные органы, анус, бедра, ребра, пупок и живот называются обителью Апаны.

     Самана. Самана - разлагающая и усваивающая жизненная энер­гия, ко­торая помогает пище всасываться в организме. Эту жизнен­ную силу можно обнаружить во всем теле, а не только в желудоч­но-кишечном тракте. Благодаря наличию Саманы наравне с Бхрад­жака Агни в коже, из ультрафиолетовых солнечный лучей идет об­разование витамина D. Об­ласть между сосками и пуп­ком играет основную роль в поглощении и пе­реваривании пищи, поэтому эта часть тела считается основным местом локализации этого вида Праны.

     Удана. Удана - это те энергии, которые поднимаются в верхнюю часть тела. Данный вид Праны приводит в движение мускулы грудной клетки и таким образом проталкивает воздух через горло и трахею в легкие и об­ратно, причем при прохождении воздуха через голосовые связки эта Прана является основной причиной появле­ния звуков и речи. Все физи­ческие действия, которые требуют по­пыток и приложения усилий, зави­сят от этой жизненной силы.

     Вйана. Вйана - сжатая жизненная сила. Все ритмичные или не­ритмич­ные сокращения мышц осуществляются благодаря этой Пране. Она про­низывает весь организм и управляет процессами произвольного и непро­извольного расслабления или сокращения мышечной ткани, находящейся во всех органах человеческого тела. Уши, глаза, шея, лодыжки, нос и горло являются основными места­ми локализации этой жизненной силы.

 

 

     Как уже говорилось, вкус является особым качеством Воды, по­этому Сушрута[19] все шесть вкусов называет водными (С.С.1.42.3.). Но, с точки зрения теории о пяти первоэлементах, в той пищи, ко­торую мы едим ка­ждый день, находятся все пять первоэлементов, причем в самых разных пропорциях. Поэтому вкус попадаемой в рот пищи состоит на самом деле из сочетания шести различных вкусов. Вода является источником всех вкусов (Ч.С.1.26.9.), но только за счет того, что в ней растворены в опре­деленных пропор­циональных сочетаниях остальные первоэлементы, ста­новится воз­можным существование не одного, а нескольких вкусов. Связь ме­жду вкусами и первоэлементами можно проследить по таблице (см. таблицу 5.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!