Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Среда, 23.08.2017, 16:49
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Фундаментальные основы Аюрведы


 

                            XXIV. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРИДОША.

     Достаточно важным аспектом является процесс сезонного изме­нения баланса доша. В зависимости от времени года увеличивается Вата, Питта или Капха, причем одна из оставшихся доша не меняет своего количества, готовясь к накоплению и увеличению, а другая плавно уменьшается.

     Аюрведа разделяет год попарно на шесть сезонов, причем у ка­ждого из них есть свои отличительные особенности. Это деление на времена года не зависит от местности, ведь даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя у нас принято делить год на четыре части. С весенними дождями растения обрастают новой листвой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зе­лени (первая крапива, первоцвет, одуванчик, спорыш и др.), кото­рая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму. Все это, на­равне с хмурым небом способствует быстрому увеличению Капха доша и постепенному, медленному накоплению Питта доша. Нако­пленная в это время Питта доша увеличивается к летней жаре. Бо­лезни, связанные с уменьшением Питта доша проявляются осенью и зимой. Зимой растения опадают, теряют листву и исчезают под снегом, вода становится чистой и холодной. Воздух очищается, становится сухим, холодным и прозрачным. Притупляется чувство жажды. Все это приводит к резкому увеличению Вата доша, уменьшению Питта доша, а Капха доша начинает медленно и незаметно накапливаться, готовясь к весне. Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, дует теплый ветер. Такая погода способствует резкому уве­личению Питта доша, медленному увеличению Вата доша и уменьшению Капха доша. Осенью идут обильные дожди, небо закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается, жизнь замира­ет. Все это происходит благодаря увеличению Капха и снижению Питта доша. Чем холоднее становится, тем больше, увеличивается Вата доша.

     Вполне естественно, что в зависимости от географической ши­роты места происходит не только смещение сезонов, но и измене­ние их характеристик. Зима становится холодной и снежной, лето - коротким и холодным, сезон дождей размазывается и захватывает не только осень, но и часть лета. Однако, в целом ха­рактеристики сезонов остаются неизменными вне зависимости от климатической зоны, и влияние Тридоша в тот или иной период года практически не меняется. Некоторые отличительные особен­ности присутствуют в каждом районе земного шара, но, исходя из теории о Тридоша, не составляет труда учитывать их са­мостоятельно.

                      ЧАСТЬ 7.

            ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ.

           XXV. КВИНТЭССЕНЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

                                           Что такое здоровье.

     Наконец мы подошли к заключительной, и, наверное, самой приближенной к практике главе. Я не буду подробно описывать каждый вид аюрведического лечения, оставлю эту тему для сле­дующей книги, но вкратце обрисую большинство из них, особенно те, которые имеют общность с древнерусской медициной.

     Как уже говорилось, медицинская часть Аюрведы имеет два ствола - поддержание здоровья и лечение заболеваний. Мы уже да­вали определение понятию “болезнь”, теперь стоит дать и опреде­ление здоровья.

     Сушрута пишет, что человек считается здоровым только тогда, когда все три доша находятся в равновесии, огонь желудка, Агни, горит ровно, без всплесков и затуханий, ткани четко функциони­руют и трансформируются, нечистоты, вовремя эвакуируются из организма, ум находится под контролем, тело, чувства и разум гар­монируют между собой и с окружающим миром, человек работает над собой и сторонится греха.

 

                  Фундаментальные принципы лечения.

     Фундаментальные принципы лечения всех дисбалансов Тридоша укладывается в одну шлоку из Чарака Самхиты (Ч.С.1.1.44.) - “причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и дейст­вия - всегда сходство, а причина их убывания и уменьшения - раз­личие. Оба являются причинами изменения субстанций” (об этом говорилось в первых главах этой книги). Таким образом, Вата, Питта и Капха увеличиваются от воздействия субстанций, имею­щих сходные качества и уменьшаются под действием субстанций, имеющих противоположные качества. Об этом очень  подробно го­ворит Чакрапани в своих комментариях к этой шлоке. Аналогично­му принципу подчиняются и ткани (Ч.С.4.6.9.), и именно этим объ­ясняется феномен увеличения и улучшения крови в организме по­сле приема в пищу мяса с кровью, причем ни один продукт не ока­зывает на кровь более сильного влияния. Точно такое же действие оказывает на соответствующие ткани прием в пищу мяса, жира, костей, мозга и семени, а прием зародыша (яиц, икры) способствует формированию зародыша (Ч.С.4.6.10.). Однако, Дхарма-шастры – этические и религиозные писания не рекомендуют для людей, стремящихся к духовному прогрессу прием в пищу плоти и крови жи­вых существ, поэтому для увеличения той или иной доша или ткани Чарака рекомендует есть не мясо, а пищу, обладающими по­добными качествами, соответствующими той доша или ткани, ко­торую он хочет увеличить.

     Основным принципом аюрведического лечения заболеваний, дисбалансов доша, является подбор и прием пищи, трав и субс­танций, которые обладали бы сходными (если доша уменьшилась) или противоположными (если доша увеличилась) с ними качества­ми. В результате этого вышедшие из равновесия доша придут в со­стояние баланса.

     Одновременно с восстановлением баланса Тридоша необходимо вылечить ту ткань и тот орган, в котором произошел данный дис­баланс и очистить организм от Амы, накопившейся в результате этого дисбаланса.

     С другой стороны, дисбаланс Тридоша является не причиной, а следствием, ведь изначальная причина заболеваний - психологическая, поэтому первым делом Аюрведа настоятельно рекомендует разо­браться именно с психологической причиной заболевания. После того, как психологическая причина будет устранена, вернуть Тридоша в состояние равновесия не составит большого труда.

                                     Различные виды лечения.

     Нормальное развитие, трансформация и функции семи тканей являются результатом правильно построенного образа жизни, приема расаян или тех или иных методов лечения. Баланс доша и тканей не нарушается, если для этого нет предпосылок. Если же предпосылки появляются, доша выходят из равновесия, но после исчезновения физической причины дисбаланса сами они не возвращаются в исходное состоя­ние равновесия (Ч.С.4.1.93.). Вернуть их в состояние равновесия можно только с помощью правильно подобранного лечения и пси­хологической разборки.

     Первое, что необходимо сделать до начала лечения - это поста­вить диагноз и выяснить, какие причины (как внешние - физичес­кие, так и внутренние - психологические) вызвали данное заболева­ние (С.С.6.1.25.). Следующим шагом будет покаяние, регулирова­ние баланса Тридоша и очищение организма.

 

 

                                      Пять действий (Панча карма терапия).

     Существует очень много видов аюрведических методов лечения, но наиболее важным считается Панчакарма терапия (лечение по­средством пяти действий). Это лечебная рвота, слабительное, клизма, лечение через нос и кровопускание. Первые три (рвота, слабительное и клизма) являются основными методами очищения организма и регулирования баланса Тридоша.

 

 

                                Клизма, лечебная рвота и слабительное.

 

     Клизма является наилучшим методом для уравновешивания Вата доша. Клизма бывает трех видов - водная, масляная и декок­товая[30], а также капельная клизма. Водная клизма используется ис­ключительно для очищения кишечника от каловых камней, капель­ная клизма используется для питания Вата доша, масляная и декок­товая для регулирования баланса Вата доша. С точки зрения Чара­ки, клизма - лучшее средство для регулирования увеличенной Вата доша (Ч.С.1.20.15.), ведь прямая кишка является его местом основ­ной локализации. Когда накопившийся в кишечнике Вата доша выпускается из организма, регулируются и выпускаются и излишки всех субдоша Вата доша, находящихся в дисбалансе в любой части тела. Поэтому правильно поставленная клизма излечивает все нарушения ба­ланса Вата доша в организме.

     Слабительное является наилучшим средством для нормализации баланса Питта доша. Основным местом локализации Питта доша является двенадцатиперстная кишка, и именно в этом месте и про­исходит зарождение всех дисбалансов этой доша. При очищении двенадцатиперстной кишки с помощью слабительного, автоматиче­ски балансируется Пачака Агни, расположенный в этом месте, а вместе с ним и все Агни тела (Ч.С. 1.20.19.).

     Лечебная рвота является лучшим средством для нормализации баланса Капха доша. Местом рождения, локализации и выхода из равновесия Капха доша является желудок. Когда он очищается от слизи (а его можно очистить только с помощью рвоты), Капха доша, вышедшая из равновесия в любой части тела, также норма­лизуется и уравновешивается.

     Следующие два составляющих Панчакарма терапии направлены на очищение крови (кровопускание) и промасливание организма.

                                                           Насйа.

 

     Насйа, или лечение через нос, может проводиться с помощью масла (чаще всего это топленое коровье масло), отвара лекарствен­ных трав или посредством вдыхания тонкодисперсного порошка лекарственных растений (аира болотного, Готу Кола и др.). Это ле­чение рекомендуется при нарушении циркуляции Праны и Оджаса в теле, при нарушении функций Прана Вайу, головокружении, го­ловных болях, гайморитах, фронтитах, психических расстройствах, наркомании и других заболеваниях. Если происходит нарушение функций Вата доша, то в нос закапывают отвар листьев Готу Кола или подогретое растительное масло, при Питта нарушениях делают глубокий массаж ноздрей и носовых проходов с топленым маслом, а при Капха нарушениях вдыхают порошок корня аира или Готу Кола. При Капха дисбалансах (гнойные гаймориты, фронтиты) ка­тегорически запрещается закапывать в нос растительное масло, т.к. это ведет к еще более глубокому дисбалансу этой доша. К Насйе также относится промывание носа теплой, слегка подсоленной, во­дой. Эта процедура выполняется при гайморитах и фронтитах.

                                                  Кровопускание.

 

     Кровопускание бывает нескольких видов - кровопускание посредством вскрытия подкожных сосудов с помо­щью специальных инструментов - Шастр в определенных Марма-точках, капельное кровопускание и постановка пиявок. Чарака ре­комендует проводить кровопускание в осеннее время, когда Питта доша, накопившаяся за лето, начинает уменьшаться.

     В основном вопросом кровопускания как одного из видов хи­рургических операций, занимался Сушрута. Именно он описывает все виды кровопусканий, показания и противопоказания к каждому из них. Кровопускание противопоказано при туберкулезе, истоще­нии, гемофилии, геморрое, запорах, после употребления кислой пищи, после кровопотери и при некоторых других заболеваниях.

     Основным показанием к кровопусканию является загрязнение крови в следствии накопления в ней Амы и продуктов распада Тридоша, особенно Питта доша. При накоплении в крови Вата доша венесекция[31] выполняется коровьем рогом, при накоплении Питта доша - с помощью гирудотерапии - пиявок, а при накоплении Капха доша - с помощью специального инструмента (Алаву-янтры) (С.С. 1.13.2).

     Кровопускание рекомендуется совершать в облачный день, на пустой желудок, до изменения цвета выходящей крови на более светлый. Перед началом кровопускания пациента необходимо на­кормить жидкой кашей, а после окончания процедуры ранку надо закрыть пластырем, изготовленным с использованием кардамона, барбариса, калотропа или подорожника, смешанного с горчичным маслом.

     Капельное кровопускание аналогично древнекитайскому методу постановки игл до появления в точке капельки крови. В Аюрведе это делается с помощью определенным образом обработанного ко­ровьего рога.

     Писания описывают коровий рог как горячий и придающий силу, воздействующий на вязкость и сладость субстанций. Именно благодаря этим качествам рог используется для лечения дисбалан­сов крови, связанных с увеличившейся Вата доша.

                                                     Гирудотерапия.

 

     Наиболее часто аюрведическое кровопускание выполняется не путем инструментального повреждения кровеносного сосуда, а с помощью гирудотерапии - постановки пиявок. Основным источни­ком информации по этому вопросу является Сушрута Самхита (С.С.1.13.), хотя и все остальные авторы вкратце описывают этот метод.

      Пиявки ставятся в том случае, если пациент - пожилой человек, ребенок или женщина, истощенный и изможденный человек, чело­век с Вата конституцией и т.д. Основное показание гирудотерапии - на­копление в крови Амы и Питта доша. Это может проявляется как гипертония, стенокардия, мигрени и другие симптомы. Чаще всего это происходит из-за нарушения баланса Питта доша в желудке, сердце, печени, селезенке, половых органах и голове. Противопока­зания к гирудотерапии - больной после хирургической операции, страдающий кровотечениями или гемофилией, а также некоторыми психическими заболеваниями.

     Метод гирудотерапии с давних пор известен и на территории нашей страны. С помощью пиявок лечили головные боли, болезни сердца, печени, кожи, геморрой, гинекологические болезни, бес­плодие и многие другие недуги.

     Существует несколько видов пиявок, пригодных для гирудоте­рапии. Сушрута выделяет двенадцать видов пиявок, из них шесть[32] обладают неблагоприятным действием на организм человека и шесть[33] - благоприятным. Сушрута пишет, что самые лучшие меди­цинские пиявки обитают на территории Туркестана, в горах и се­верных индийских штатах, вплоть до округа Матхура. С позиции современной (русской) школы гирудотерапии существует только три вида медицинской пиявки, используемой для лечебных целей. Именно об этих трех видах и будет идти речь в этой главе.

     Если к человеку присасывается немедицинская пиявка, у него могут возникнуть такие симптомы, как жжение в месте укуса, жар в теле, головокружение и головная боль, судороги и потеря сознания. Укус одного из видов пиявки (Индрайудха), обитающей только на территории современной Индии, смертелен. Существует целый ряд аюрведических препаратов, направленных на нейтрализацию не­благоприятных последствий укусов немедицинских пиявок.

     В наш бурный век профессия продавцов пиявок осталась за бор­том, их уже не ловят в прудах, а выращивают на специальных био­фабриках. Это в некоторой степени снижает эффективность пиявки как лекарственного средства. Живя в пруду, пиявка “пропитывается” прудовой водой, в которой растворены соки вод­ных растений (водорослей, кувшинок, аира и др.). Эти вещества оказывают большое влияние на активность пиявки и на качество ее слюны - одного из основных факторов гирудотерапии. Если же пи­явки живут в неволе, воду у них необходимо менять каждые три-четыре дня.

     Пиявка, пригодная для гирудотерапии, обладает следующим на­бором качеств: она средних размеров, очень подвижна, не имеет на теле повреждений, если в воду попадает небольшое количество крови, начинает совершать характерные движения. Для большей активности за несколько часов до начала сеанса пиявок следует по­садить в слабый раствор куркумы.

     Перед началом сеанса гирудотерапии необходимо правильно подготовить пациента. Он обязательно должен совершить омове­ние, но без мыла, а просто чистой водой. Это объясняется тем, что пиявка очень чувствительна к всевозможным запахам. Если тело человека обладает сильным запахом, пиявка может просто не присосаться. Бывали случаи, когда пиявки не присасывались к человеку, от ко­торого пахло духами или который накануне принял некоторое коли­чество алкоголя. В последнем случае процедуру лучше отложить. Очень важно, чтобы перед постановкой пиявок пациент почистил кишечник (это можно сделать с помощью клизмы и слабительного), а по возможности, и печень. Это сильно облегчит пиявкам работу и принесет больше пользы больному. Желательно пропить десяти­дневный курс кровоочищающих трав (аир, куркума, лопух и др.), в течении которого рекомендуется легкая вегетарианская пища.

     В зависимости от специфики нарушения баланса Тридоша у того или иного человека места аппликации пиявок могут быть разброса­ны по всему телу. При мигренях, повышенном артериальном и внутричерепном давлении, инсультах пиявки ставятся на сосцеви­дные отростки количеством до пятнадцати - двадцати штук, в зави­симости от показаний. При болезнях печени и селезенки восемь-де­сять пиявок ставится на левое и правое подреберье, при болезнях сердца - на область сердца, вокруг лопаток и на грудину такое же количество пиявок. На грудину пиявки ставятся и при застое крови в легких. При геморрое пиявки ставятся на геморроидальные узлы (обязательно на растущей луне). При гинекологических заболева­ниях, простатите, а также при гипертонической и гипотонической болезни пиявки ставятся на крестцовую зону и на копчик (до двад­цати пиявок). При тромбофлебитах пиявки ставятся в шахматном порядке вокруг пораженных сосудов (следить, чтобы пиявка не прокусила стенку сосуда и не повредила его). При кожных заболе­ваниях (псориаз, экзема, нейродермит, гиперпигментация, шрамы) пиявки ставятся на расстоянии около семи миллиметров от края вокруг пораженного участка. При фурункулезе и угрях пиявки ста­вятся на зону печени-селезенки. На Марма-точки пиявок можно ставить только под наблюдением врача.

     Обычно пиявка сосет кровь от часа до полутора часов и после этого самостоятельно отваливается. Если по каким-то причинам пиявок необходимо снять до того, как они отпадут сами, это можно сделать с помощью ватки, смоченной каким-нибудь эфирным мас­лом или духами. Ватка подносится к переднему концу пиявки и она отпадает. Другой способ - побрызгать на пиявку подсоленной во­дой или посыпать солью, я считаю не гуманным.

     Иногда после постановки пиявок ранка кровоточит в течение суток (хотя были случаи, когда кровь шла всего два-три часа). Кате­горически запрещается пользоваться для остановки кровотечения зеленкой, йодом и другими препаратами. Ранку лучше всего про­мывать холодной водой и смазывать медом.

     “Отработанных” пиявок следует выпустить в близлежащий во­доем или через пять - шесть месяцев использовать для повторных сеансов гирудотерапии (но повторно ставить их можно только че­ловеку, которому ставились именно эти пиявки).

                                           Масляный массаж.

     Очень эффективным и популярным в наше время методом лече­ния является масляный массаж, который рекомендуется в основном при Вата и Питта дисбалансах. Он состоит из двух частей - подго­товительного промасливания пациента и непосредственно массажа.

     При подготовке к массажу больной буквально “пропитывается” с ног до головы маслом на специальном деревянном столе (см. рис. 5). В зависимости от показаний и от вида массажа это делается раз­ными способами. Маленьким детям массаж делается без предвари­тельной подготовки. Человек средних лет полностью раздевается и ложится на невысокую деревянную кушетку, под которой стоит спиртовка, на которой кипит специально подобранное масло или отвар лекарственных трав. Он накрывается достаточно плотной тканью так, чтобы наружу выглядывало только его лицо, а тело и кушетка до самого пола были закрыты. Процедура длится от полу­часа до нескольких часов. После того, как поры кожи раскрылись и масло или отвар проникли в тело человека, ему делают массаж с использованием того масла, которым больной промасливался.

     Выбор масел очень велик. При нервных заболеваниях это мин­дальное масло, при артритах - Сандхавати таила в смеси с Махана­райана таилой, при Питта дисбалансах - кокосовое масло или топ­леное коровье масло, при Вата дисбалансах - кунжутное или горчи­чное масло. Некоторые масла описаны в книге “Аюрведические ле­карственные средства и масла”.

     При Капха заболеваниях эта лечебная процедура проводится очень редко, выполняется так называемый “сухой” массаж, так как он не вызывает увеличения этой доша. Из шелка шьются перчатки, в которых и делается этот массаж. Он представляет собой чередо­вание легких поглаживаний и глубоких продавливаний, которые способствуют балансировки вышедшей из равновесия Капха доша. Этот вид массажа рекомендуется при избыточном весе тела, диабе­те, скоплении жидкости во внутрисуставной полости и других Капха нарушениях. Можно делать также и массаж с использовани­ем талька или порошка лекарственных растений.

     Естественно, полный масляный массаж делается только специа­листом по Аюрведе или массажистом, прошедшим специальное обучение, ведь у массажа есть ряд особенностей:

     1. Он делается с достаточно большим количеством специально приготовленного масла.

     2. Он делается достаточно легко и плавно, без резких движений, абсолютно безболезненно.

     3. Массажные движения направлены вниз по рукам и ногам (от центра к периферии).

     4. Во время сеанса возжигаются специально подобранные ле­чебные благовония и играет музыка, способствующая максималь­ному расслаблению пациента.

     Помимо лечебного масляного массажа существует утренний массаж, который делается во время утреннего туалета и включает в себя пятиминутный массаж  стоп, кистей рук и ушей. Этот массаж, выполняемый с кунжутным или горчичным маслом, переводит внутренние органы человека с ночного режима работы на дневной, устраняет возникший за ночь дисбаланс Тридоша, делает человека бодрым и активным.

     Помимо массажа, аюрведический врач учится правильному воз­действию на Марма-точки (акопрессуре). Основные принципы аюр-

 

 

 

                                                                Диета.

 

     Очень большая роль в аюрведической системе медицины отво­дится правильной диете и правильному процессу приема пищи, причем не только при лечении заболеваний, но и в повседневной жизни. Соблюдение принципов питания способствует не только нормальной работе Агни и усвоению Праны в организме, молодо­сти и долголетию, но и помогает энергетическому и мистическому очищению человека. Именно поэтому эти принципы описывают не только аюрведические тексты, но и Дхарма-шастры.

     Вполне естественно, что Чарака описывает принципы правиль­ного питания не с позиции исполнения Дхармы, но с точки зрения здорового образа жизни и поддержания баланса Тридоша. Описа­нию этих принципов он посвящает несколько больших глав, в ко­торых подробно объясняется каждый из них. Чарака пишет (Ч.С. 3.1.24(1-10).): «Здесь приводится описание методов приема пищи, способствующих здоровью или приводящих к болезни. Тот, кто принимает пищу, должен есть ее горячей, полностью проваренную, в правильном количестве, после того, как ранее съеденная пища успела перевариться, приготовленную из сочетающихся между со­бой продуктов, в соответствующей обстановке, молча, не очень быстро и

Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!