Архив рассылок

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Среда, 19.12.2018, 12:06
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Алхимия в Аюрведе


Шива - главный алхимикЦарица европейской алхимии     Расашастра, или алхимия, занимает почетное место в аюрведической науке о лекарствах. Если европейские алхимики в первую очередь занимались поисками философского камня, то их индийские коллеги пытались найти эликсир бессмертия и средство ото всех болезней. С древних времен сохранилось устойчивое выражение Раса-Расайана, соединяющее Аюрведуи алхимическую науку.

      Существует огромное количество литературы по древнеиндийской алхимии, но в Аюрведе нас интересуют только тексты, описывающие приготовление аюрведических алхимических препаратов, такие, как Расаратнасамучхчхайа, Расаджаланидхи и многие другие. На самой границе между аюрведической фармакологией и алхимией располагается книга, называемая Бхайщаджйа Кальпана Виджнанам, посвященная правильному изготовлению препаратов.

Одним из самых авторитетных авторов текстов по аюрведической алхимии прошлого тысячелетия считается Нагарджуна Дайхака, живший около 1220-1240 годов и написавший Сарвадаршана Самграха.

      Самым важным минеральным компонентом аюрведических препаратов считается Раса – ртуть. Расу очень часто называют королем алхимических веществ – Расендрой или Расесрарой, который при определенной обработке становится эликсиром жизни, способным вылечить любую болезнь.
      Прекрасно разбираясь в токсикологии, древние мудрецы нашли способы обезвреживания таких ядовитых металлов, как ртуть, свинец или мышьяк, делая их практически полностью безвредными для организма. Процесс обезвреживания металлов занимает от нескольких часов до нескольких месяцев и включает в себя прокаливание в специальной печи, перетирание с теми или иными растениями, вымачивание в соках растений, в воде или в коровьей моче.

                                   Соли

 

     Слово «Лавана» (соль) обозначает основное отличительное качество этих субстанций – соленый вкус. Описывая качества солей, Вагбхата пишет (А.Х.1.6.143-149): «Все соли вызывают отеки, от­кры­вают мелкие поры, помогают дефекации, уравновешивают Вату, помогают пищеварению, проникают глубоко в ткани, увеличивают Капху и Питту. Из них, каменная соль слегка сладковатая, афродизиак, по­лезна для сердца, уравновешивает все три доша, легко переваривается, не горячая, полезна для здоровья, не вызывает жжения во время пе­реваривания, улучшает пищеварение. Черная соль легко переваривается, полезна для сердца, издает приятный запах, очищает отрыжку, острая после переваривания, улучшает пищеварение и придает вкус (пище). Бида лавана (разновидность черной соли[1]) – поднимает вверх и опускает вниз Питту и Вату, улучшает пищеварение, лечит запор, вялость, газы, колики и тяжесть в желудке. Морская соль сладкая после переваривания, тяжело пере­ва­ривается и увеличивает Капху. Солончаковая соль слегка горчит, острая и мылкая на вкус, глубоко проникает в ткани и усиливает внутри них секрецию[2]. Кришна лавана (разновидность черной соли) – аналогична обычной черной соли, включая запах. Ромака лавана[3] легко пе­реваривается. Соль, добываемая на месторождениях, слегка мылкая, увеличивает Капха доша и слизи, тяжело переваривается. Для медицинских целей предпочти­тельней всего использовать каменную соль».

      Вайдьйа Йадавджи Трикамджи Ачарья в своей Расамритам пишет (Р.А.2.1-2.): «Каменная соль – минерал, добываемый в Пенджабе. Существует две разновидности каменной соли – белая и розоватая. Ачарья Чарака пишет, что каменная соль – лучшая из солей, применяемых наружно. Каменная соль сладкая, холодная, маслянистая, легкая, уравновешивает все три доша, приятная, улучшает пищеварение, афродизиак, полезна для сердца, полезна для глаз, не вызывает жжения во время переваривания. Она лечит несварение, язвы, болезни глаз и другие заболевания. Она – лучшая среди солей».

 

                                   Щелочи

 

     Слово «Кщара» (щелочь) обозначает разъедание и основывается на специфическом качестве щелочи разрушать кожу и плоть[4]. Щелочи обладают способностью укрощать все три доша, вышедшие из равновесия. Вследствие их белого цвета, они должны быть включены в категорию охлаждающих субстанций, однако, они являются порождением огня и воды, поэтому они входят в категорию веществ, которые являются и горячими и холодными одновременно. Как и все субстанции огненной природы, щелочи наделены свойствами образовывать волдыри, обжигать, разъедать, вскрывать и т.д., что не является противоречием с их изначальной природой. Они острые на вкус, горячие по природе, хорошо проникают вглубь тканей, помогают разрушать каловые камни, не полезны для здоровья, раздражающие, легко перевариваются и способствуют пищеварению, разрушающие, впитывающие, разжижающие, врачующие раны, обезболивающие и парализующие, разрушающие живые ткани, обезвреживающие яды, глистогонные, лечат слизистые накопления в кишечнике, уменьшают и иссушают жир и мокроту, возбуждают Питта доша и кровь, из-за острого и соленого вку­са вредны для семени, Оджаса, волос и глаз, лечат болезни кожи, в больших дозах разрушают мужскую силу.

    Сушрута подразделяет щелочи на две большие категории по способу медицинского применения – Пратисаранйа (щелочи для наружного применения) и Панийа (щелочные микстуры). Щелочь для наружного применения готовится в трех потенциях – умеренной, средней и сильной. Он пишет (С.С.1.11.16): «Щелочи в руках неосведомленного и невежественного врача надо бояться сильнее, чем яда, огня, смертоносного оружия, удара молнии или самой смерти, в то время как в руках образованного врача она может быстро излечить болезни, при которых показано ее применение».

     Описывая качества идеальной щелочи, Вагбхата пишет (А.Х.1.30.24-26), что: «она должна быть не слишком сильной и не слишком слабой, однородной, слизистой, быстро проникающей в ткани тела, белой, при наложении напоминать горную вершину, легко удаляться, не должна вызывать сильной боли и обильной экссудации. Она должна выполнять те же функции, что и острые хирургические инструменты или огонь. Благодаря быстрому всасыванию, способности вызывать жжение во всем теле, быстрому распространению в тканях, они достаточно быстро и без остатка удаляют вышедшие из равновесия доша. После того, как исчезла боль и доша пришли в состояние равновесного баланса, щелочи отпадают без посторонней помощи».

      Вагбхата пишет[5], что щелочные субстанции не используются при увеличении Питта доша и крови, при уменьшении Вата доша, при лихорадке, диарее, болезнях головы и сердца, при анемии, анорексии, ухудшении зрения, после проведения очистительных процедур, при болезнях глаз и век. Он не рекомендует назначать щелочи тучным, беспокойным, озабоченным, беременным, во время месячных и при нарушениях менструального цикла, при загибе матки или влагалища, страдающим несварением, детям и старикам. Щелочи не наносят на артерии, суставы, Марма точки, связки, хрящи, вены, нервы, швы, на гортань, пупок, на места, незащищенные мышцами, на половой член, яички, в отверстия, проходы, в ноздри. Процедура не проводится в холод, в дождь, в жару и когда солнце скрыто за облаками.

     Сушрута пишет (С.С.1.11.14-15): «Ослабленный пациент, ребенок, пожилой человек, субтильный пациент, больной, страдающий от скопления жидкости в брюшной полости или туберкулеза, беременная женщина, женщина во время менструации, больной с высокой температурой, нарушенным мочеиспусканием, истощенный воспламенением легких, истощенный, страдающий жаждой, импотенцией, болезнями яичек, слишком опущенными или втянутыми яичками, женщина, страдающая загибом матки или пролапсом влагалища – все они непригодны к нанесению щелочи. Кроме того, щелочи не наносят на вены, нервы, суставы, хрящи, связки, швы, артерии, горло, пупок, гениталии, внешние каналы, незащищенные мышцами части тела, ногти и другие уязвимые части тела, ни при болезнях глаз, за исключением тех, которые поражают веки. Использование щелочи не даст эффекта у больного, страдающего от отека конечностей, от боли в костях, от болезней, поражающих суставы или сердце, у больного с отсутствием аппетита и пищеварительной способности, даже если ему показано их применение».



[1] Основным компонентом Бида лаваны является хлорид аммония. Эту соль получают путем сжигания смеси кусочков сальвадоры масляной и каперса колючего. Она немного желтоватая, легкая и соленая на вкус. Некоторые авторы (др. Дамодар Джоши) рекомендуют использовать Бида лавану для улучшения переваривания тяжелой и мясной пищи.

[2] Способствует формированию внутритканевых отеков.

[3] Соль, добываемая из озера Самбхар, расположенного в Раджастане.

[4] Чарака пишет (Ч.С.1.26.9), что слово «Кщара» происходит от «Кщарана» - разливающаяся.

[5] А.Х.1.30.4-7.

 
 
 
(Из готовящегося дополненного переиздания книги "Фундаментальные основы Аюрведы")
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!