Архив рассылок

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Четверг, 16.08.2018, 21:03
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Четыре ветви медицины


Аюрведические тексты выделяют четыре ветви медицины. Вагбхата в своей Аштанга Хридайам Самхите пишет: "Врач, ассистент (помощник врача), лекарство и пациент – четыре ветви медици­ны...". Стоит заметить, что Бхавамишра в Бхавапракаше приводит пятую ветвь - деньги.
 
                                                              Врач
  
Аюрведический врач
Вагбхата пишет, что "Врач должен быть искусным, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практи­ческий опыт и чистым (телом, умом, помыслами, деяниями, речью и т.д.". Кашйапа пишет, что врач должен «хорошо учится, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать знанием
наиболее эффективных формул (лекарственных препаратов); быть экспертом, искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живому существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (больного); должен посвятить себя поиску истины, состраданию, самопожертвованию и скромности; поклоняться Господу, брахманам, учителям и более опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть красивым и свободным от пагубных привычек» (К.С.1.26.4.). «Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, и успех лечения тоже. Он, с глазами, переполненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума – наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным» (К.С.1.26.9-11.). Бхавамишра в Бхавапракаше помимо хороших качеств, описывает пять негативных качеств врача (Б.П.1.6.42.): «Тот врач, который плохо одевается, кто груб в речи, кто тщеславен, кто нецивилизован и кто приходит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Господу Дханвантари». Лолимбараджа в своей Вайдйадживана (В.Д.1.7-8.) описывает не только хорошие и плохие качества врача, но и его обязанности.
 
  
                                                           Ассистент врача
    
Вагбхата пишет, что "Ассистент должен быть сострадательным, чистым (умом, телом, помысла­ми, речью и т.д.), интеллигентным и расторопным.". Кашьяпа пишет, что ассистент должен быть «Способный готовить лекарства, здоровый, энергичный, уважающий врача, имеющий опыт кормления (больного), ловкий, чистый, расторопный, умелый, свободный от ненависти, не низкорожденный, свободный от двойственности, контролирующий себя, гнев и т.д., обладающий наклонностями ассистента» (К.С.1.26.7.). Эти же качества помощника врача приводит и Бхавамишра.
  
                                                     Пациент
 
  Чарака пишет (Ч.С.1.9.9): «Память, послушание, бесстрашие и способность давать достоверную информацию о болезни – качества пациента». «Больной должен иметь излечимое заболевание, устойчивое сознание, силу, разум, легко прощупываемое тело, терпение и лоск; должен давать достоверную информацию об этиологии, продромальных и клинических признаках заболевания, осложнениях, перемещении доша, терапевтическом соответствии и несоответствии (лекарства); честным, почитать Господа, брахманов, Учителей, врача, лекарство и друзей; верующим, скромным, послушным и иметь самоконтроль» (К.С.1.26.6.). Сушрута добавляет к вышеперечисленным качествам больного хорошие жизненные силы. (С.С.1.34.21-22). Описывая идеального пациента, Бхавамишра (Б.П.1.6.39-40) пишет: «… чье тело не изменило своих природных качеств, у кого хороший рассудок, кто верит врачу и выполняет все его рекомендации, кто контролирует свои чувства. Другие (авторы) пишут, что больной с длинной линией жизни, с хорошим рассудком, с легко излечимым заболеванием, с деньгами, миролюбивый по своей природе, выполняющий все предписания врача и верящий в Бога». Вагбхата пишет, что "пациент должен иметь (материальный) достаток, обладать хорошей па­мятью, волей и стрем­ле­нием к излечению, быть послушным (исполнять все указания врача".
 
                                                              Лекарство
 
  Вагбхата пишет, что "препарат должен быть пригоден для лечения нескольких болезней, об­ла­дать хорошими органолептическими качествами (вкусом, запахом и т.д.), легким в употреблении и подлинным". Чарака (Ч.С.1.9.7.) приводит немного отличные от вышеуказанных качества идеального препарата: «Препарат должен быть всегда в необходимом количестве, эффективным, подходящей лекарственной формы и правильно приготовленным». Эффективность препарата зависит от качества субстанций (растительного, животного или минерального происхождения), входящих в его состав, от даты приготовления (от срока годности), от правильности приготовления и соблюдения правил приема. Кашьяпа пишет, что «Растения, пригодные для изготовления лекарства, должны произрастать на хорошей земле, собираться и выращиваться своевременно, быть свободными от дефектов; они не должны быть загрязненными огнем, водой, насекомыми, испражнениями, мочой и временем; лекарство должно быть пригодным для лечения соответствующего заболевания, истинным и правильно используемым» (К.С.1.26.5.). Чакрадатта указывает, что «После проведения диагностики болезни проводят подбор препарата, который готовится с использованием всех знаний, для лечения этой болезни» (Ч.Д.1.1.3.).
  
                                                                    Деньги
  
В отличие от других врачей, Бхавамишра добавляет пятую ветвь – деньги (Б.П.1.6.88). Он пишет: «Всем личностям (в этом мире), в том числе и больным, необходимы деньги, без денег невозможно лечение. Именно поэтому деньги являются одной из ветвей медицины».

Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!