Аюрведические тексты выделяют четыре ветви медицины. Вагбхата в своей Аштанга Хридайам Самхите пишет: "Врач, ассистент (помощник врача), лекарство и пациент – четыре ветви медицины...". Стоит заметить, что Бхавамишра в Бхавапракаше приводит пятую ветвь - деньги.
Врач

Вагбхата пишет, что "Врач должен быть искусным, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практический опыт и чистым (телом, умом, помыслами, деяниями, речью и т.д.". Кашйапа пишет, что врач должен «хорошо учится, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать знанием
наиболее эффективных формул (лекарственных препаратов); быть экспертом, искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живому существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (больного); должен посвятить себя поиску истины, состраданию, самопожертвованию и скромности; поклоняться Господу, брахманам, учителям и более опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть красивым и свободным от пагубных привычек» (К.С.1.26.4.). «Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, и успех лечения тоже. Он, с глазами, переполненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума – наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным» (К.С.1.26.9-11.). Бхавамишра в Бхавапракаше помимо хороших качеств, описывает пять негативных качеств врача (Б.П.1.6.42.): «Тот врач, который плохо одевается, кто груб в речи, кто тщеславен, кто нецивилизован и кто приходит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Господу Дханвантари». Лолимбараджа в своей Вайдйадживана (В.Д.1.7-8.) описывает не только хорошие и плохие качества врача, но и его обязанности.
Ассистент врача

Пациент

Чарака пишет (Ч.С.1.9.9): «Память, послушание, бесстрашие и способность давать достоверную информацию о болезни – качества пациента». «Больной должен иметь излечимое заболевание, устойчивое сознание, силу, разум, легко прощупываемое тело, терпение и лоск; должен давать достоверную информацию об этиологии, продромальных и клинических признаках заболевания, осложнениях, перемещении доша, терапевтическом соответствии и несоответствии (лекарства); честным, почитать Господа, брахманов, Учителей, врача, лекарство и друзей; верующим, скромным, послушным и иметь самоконтроль» (К.С.1.26.6.). Сушрута добавляет к вышеперечисленным качествам больного хорошие жизненные силы. (С.С.1.34.21-22). Описывая идеального пациента, Бхавамишра (Б.П.1.6.39-40) пишет: «… чье тело не изменило своих природных качеств, у кого хороший рассудок, кто верит врачу и выполняет все его рекомендации, кто контролирует свои чувства. Другие (авторы) пишут, что больной с длинной линией жизни, с хорошим рассудком, с легко излечимым заболеванием, с деньгами, миролюбивый по своей природе, выполняющий все предписания врача и верящий в Бога». Вагбхата пишет, что "пациент должен иметь (материальный) достаток, обладать хорошей памятью, волей и стремлением к излечению, быть послушным (исполнять все указания врача".
Лекарство

Деньги
В отличие от других врачей, Бхавамишра добавляет пятую ветвь – деньги (Б.П.1.6.88). Он пишет: «Всем личностям (в этом мире), в том числе и больным, необходимы деньги, без денег невозможно лечение. Именно поэтому деньги являются одной из ветвей медицины».