Архив рассылок

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Воскресенье, 20.08.2017, 13:02
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Аюрведический врач


Из готовящейся к переизданию книги "Фундаментальные основы Аюрведы"
 
     Помимо философских, анатомо-физиологических, теоретических и практических медицинских знаний, аюрведическая наука уделяет огромное внимание четырем основным ветвям, или цветкам на ее стволе – врачу, ассистенту врача, пациенту и лекарству. Все без исключения древние тексты начинаются шлоками или целой главой, посвященной описанию их качеств, выводя формулу идеального врача, ассистента, пациента и лекарственного препарата.

     Кашйапа пишет, что врач должен «хорошо учится, обладать знанием, полученным от мудрецов и учителей, иметь научный склад ума, постоянно наблюдать за лечением (больного), обладать знанием наиболее эффективных формул (лекарственных препаратов); быть экспертом, искусным, чистым, опрятно одевающимся; относиться к каждому живому существу с любовью, успешным, точно и правдиво исследовать (больного); должен посвятить себя поиску истины, быть сострадательным, самопожертвованным и скромным; поклоняться Господу, брахманам, учителям и более опытным врачам; должен быть экспертом в лечении без посторонней помощи, служить Учителю и ухаживать за стариками; должен посвятить себя законности; быть свободным от страха, жадности, похоти, гнева и лживости; смиренным и не подвластным влиянию алкоголя; должен быть красивым и свободным от пагубных привычек» (К.С.1.26.4.). «Лечение исключительно зависит от врача. Все три оставшиеся ветви медицины подчинены ему, равно как и успех в лечении. Он, с глазами, переполненными знания, планирует, использует и диктует. Следовательно, врач, обладающий полным знанием и научным складом ума – наилучший. Когда все колонны медицины будут обладать хорошими качествами, врач станет продвинутым, богатым и известным» (К.С.1.26.9-11.).

     Бхавамишра помимо хороших качеств, описывает следующие пять качеств плохого врача (К.С.1.6.42.): «Тот врач, который плохо одевается, кто груб в речи, кто тщеславен, то нецивилизован и кто приходит без вызова, должен избегаться больными, даже если он подобен Господу Дханвантари».

      Лолимбараджа в своей Вайдйадживана (В.Д.1.7-8.) также описывает идеального врача, имеющего право читать аюрведические тексты, и принципы лечения болезней: «Врач должен быть умелым, изучившим медицинскую науку во всех ее аспектах у учителя, который прилежно и досконально изучил ее у своего учителя, в чьих руках находится светоч медицинского знания и ладони которого исцеляют любую из известных болезней, квалифицированным во всех процедурах и назначениях, связанных с лечением заболеваний, не стремящимся зарабатывать деньги посредством своих умений, целеустремленным и способным внушить желание и стремление лечиться больному, добрым, с чистым сердцем и помыслами. Только такой врач имеет право читать этот трактат. 7

      Прежде всего, идентифицируй болезнь посредством методов, которые помогают поставить правильный диагноз, суть наблюдением и расспросом, аналитическими исследованиями и сопоставлением данных с указанием учителей и текстов, затем определи ее характер и причины возникновения, и только после этого приступай к лечению. Фактически, лечение надо начинать только после выявления причин заболевания и его характера. 8»

     Вагбхата в Аштанга Хридайам Самхите пишет: «Врач должен быть искусным, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практи­ческий опыт и чистым» (А.Х.1.1.27). Действительно, в аюрведической системе медицины, как впрочем, и во всех индуистских мистико-философских системах огромное значение придается авторитетности адепта, в нашем случае – врача. Если врач не принадлежит к той или иной цепи ученической преемственности (парампаре), значит, что у него нет авторитетного учителя и нет благословения на медицинскую и магическую практику. Аюрведическое знание может быть передано только Аюрведачарией – Учителем Аюрведы, а за его отсутствием – компетентным и обученным брахманом или врачом, имеющим благословение на обучение.

      

                       Статус врача в древней Индии

 

     Не смотря на огромные достижения в лечении людей и развитии научного знания, врачи[1]были одной из самых юридически не защищенных и ущемленных каст в Индии[2]за тысячу лет до рождества Христова. Свидетельства этому можно найти в Дхармашастрах, написанных в 6-5 веке до нашей эры. Врачи в них объявлены нечистыми, было принято считать, что они загрязняют место, в котором находятся, вода и пища, поднесенные врачу, также считались нечистыми, их не приглашали на церемонии жертвоприношения, а общее отношение было как к проституткам, охотникам и представителям других презренных профессий[3]. Несомненно, заслуги врачей перед обществом признавались царем и чиновниками, но не более, чем остальных профессий.

      В Артхашасте Котильи (приблизительно 300 год до н.э.) есть глава, посвященная зарплатам, которые выплачиваются раджой его служащим. Самая высокая зарплата была 64 000 пан, которую могли получать только королева-мать, наследник престола, главный советник, главнокомандующий, главный евнух и пурохит[4]раджи. 32000 пан получали советники и сановитые чиновники. Врач получал зарплату в 4 паны, находясь в табеле о рангах между водоносом и конюхом. Однако, не смотря на фиксированную заработную плату, врачи могли получать меньше, чем предписывал закон. Индийская деревня представляла собой маленькое государство в государстве. Часть дохода деревни выплачивалась в казну, часть оседала в карманах управителя деревни и его помошников, часть шла на поддержание храмов, а оставшаяся, незначительная часть распределялась на поддержание ирригационных каналов, полиции и врачей. Часто эта сумма был меньше 4 пан.

      Не смотря на низкую заработную плату и ущемление со стороны правительства, аюрведические врачи успешно лечили людей и оставили своим потомкам и переемникам комментарии на древние аюрведические тексты, позволяющие учить и воспитывать врачей с древних времен до настоящего времени.

 
 

Этический кодекс российского врача



[1]За исключением Атхарваведа пандитов.

[2]К сожалению, эта древнеиндийская традиция дожила в нашей стране до нынешних времен.

[3]Апастхамба, 1.6.19; Гаутама, 17.7; Васиштха, 14.1-10 и 19.

[4]Главный жрец, семейный священник и духовный советник в одном лице.


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!