Архив рассылок

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Пятница, 18.09.2020, 20:03
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Сушрута Самхита


Глава 1. Нозология болезней, вызванных увеличением Вата доша

Сейчас я поведаю нозологию увеличений Вата доша.

Припадая к стопам Господа Дханвантари, который вышел из Молочного океана, неся на голове кувшин, наполненный нектаром бессмертия, наипервейшего из обладателей истинного знания, Сушрута смиренно вопросил: «Поведай мне, О, Первейший среди обладателей мудрости, все о локализации и функциях различных телесных ветров, находящихся как в состоянии равновесного баланса, так и в состоянии дисбаланса. Обучи меня всему о природе болезненных состояний, проистекающих от их дисбалансов».

 Господь Дханвантари, величайшей среди врачей, выслушав Сушруту, ответил: «Телесный ветер, образующийся и движущийся в организме, полностью идентичен внешнему воздуху, созданному божественной энергией Творца, он уникален, состоит из мельчайших частиц, невидим и определяется по действию (на организм), он присутствует во всех частях (тела), он является первичным фактором, который определяет качества и воздействие всех сотворенных субстанций – как подвижных, так и неподвижных. Он называется Вайу[1] из-за своей способности к перемещению по всей вселенной. Он определяет появление, рост и увядание всех живых существ, поэтому они всегда выказывают ему свое почтение. Не смотря на то, что он невидим, он познается по его проявлениям. Он холодный, легкий, подвижный, сухой и проникающий, движется горизонтально, состоит из двух первокачеств – звука и шершавости, управляется гуной страсти, очень силен, безостановочно движется по телу и перемещает по организму все подвижные субстанции. Основное место его локализации в организме – кишечник, а в кишечнике – прямая кишка. В состоянии дисбаланса он является причиной всех заболеваний, поэтому его называют прародителем болезней.

Теперь услышь мое описание движения Вайу по телу человека. В состоянии равновесия он поддерживает баланс доша и дхату в организме, способствует ровному горению огня пищеварения, помогает правильной работе органов чувств. Вайу, как и Питта, в соответствие с локализацией и выполняемыми функциями, подразделяется на пять видов – Прана, Удана, Самана, Вьяна и Апана. Эти пять субдоша, локализуясь в соответствующих местах тела, поддерживают целостность и функции организма и управляются Марутами, полубогами ветра.

Вайу, начинающий свое движение в ротовой полости, называется Прана Вайу. Он отвечает за перемещение пищи изо рта в желудок (глотание), способствует реализации жизненно-важных функций организма и поддержанию души в теле. Дисбаланс этой субдоша сопровождается икотой, дисфонией и другими схожими состояниями.

Важнейший из всех Вайу называется Удана. Он поднимается вверх, порождая речь, пение и т.д., в состоянии дисбаланса вызывает болезни, локализующиеся выше ключиц.

Самана Вайу движется в животе и в подвздошной области. Он помогает трансформации хилуса, происходящей под действием огня пищеварения. Его дисбалансы вызывают дизентерию, опухоли, локализующиеся по ходу кишечника, нарушения пищеварения и другие заболевания.

Вйана Вайу движется по всему телу, помогая ему  совершать  всевозможные  движения, такие как дыхательные движения, глобальное перемещение, приведение, сгибание, поднятие, отведение и многие другие его виды, а также он перемещает кровь, пот, желчь и остальные подвижные ткани организма. Дисбалансы порождают болезни, не ограничивающиеся областью, частью тела или конкретным органом, но затрагивают весь организм.

Вайу, называемый Апана, локализуется в подвздошной области. Он способствует исторжению плода из матки, дефекации, мочеиспусканию, семяизвержению и приходу месячных. Состояния дисбаланса могут вызывать тяжелые болезни мочевого пузыря и прямой кишки.

Совместные дисбалансы Вйана и Апана Вайу вызывают мочеизнурения и болезни репродуктивной системы, а совместные дисбалансы всех пяти Вайу быстро отнимают жизнь.

Теперь я поведаю о сущности болезней, вызванных дисбалансом Вайу в теле.

Дисбаланс Вайу в животе порождает рвоту, головокружение, эпилепсию, жажду, боль в боку и в области сердца. Его дисбаланс в подвздошной области вызывает бурчание в кишечнике, колющие боли в области пупка, скудное и болезненное, а иногда и полное отсутствие мочеиспускания и дефекации, боли в области крестца и копчика. Его скопление в органах чувств, например, в ушах, не дает им выполнять их специфические функции.

Скопление Вайу в хилусе вызывает обесцвечивание и растрескивание кожи, тики, нарушение кожной чувствительности, сопровождающееся покалывающей и режущей болью, кожа может лопаться, покрываться сеточкой трещин и слезать; скопление в крови порождает язвы; в мышцах – болезненные узлы и припухлости; в жировой ткани – практически безболезненные отеки, которые без надлежащего лечения превращаются в язвы; в сосудах – перенапряжение, сокращение (спазмирование), расширение или тянущие боли; в связках и сухожилиях – нарушения подвижности, парализацию, боли и спазмы (судороги); в суставах – нарушения подвижности и болезненные разрастания; в костях – костоеду, кости становятся хрупкими и начинают ломаться без причины, появляются боли в костях; скопление Вайу в костном мозге вызывает его иссушение, сопровождающееся болью во всем теле, которую невозможно уменьшить или прекратить, а скопление в семени вызывает нарушения сперматогенеза, нарушения структуры семени, повышенное или пониженное образование семени.

Выйдя из состояния равновесия, Вайу постепенно захватывает нижние и верхние отделы организма, распространяется по всему телу и вызывает нарушения трансформации семи тканей. Это характеризуется парализацией, искривлением костей, отсутствием чувствительности, болями и раздуванием тела. Увеличившись и переместившись в места основной локализации Питта и Капха доша, Вайу вызывает появление симптомов, соответствующих переместившейся доша и является источником многочисленных заболеваний.

Чувство жара в теле, повышение температуры, жажда и потеря сознания, сочетающиеся с симптомами дисбаланса Вата доша – признаки соединения вышедшего из равновесия Вайу с Питой, его соединение с Капхой вызывает присоединение чувства холода, вздутия и тяжести, а соединение с кровью – колющие боли, нарушения чувствительности и симптомы, сопровождающие дисбалансы Питта доша.

Подавление Прана Вайу Питой характеризуется рвотой, чувством жжения и другими симптомами, а его подавление Капхой – усталостью, сонливостью и бледностью кожи. Подавление Удана Вайу Питой характеризуется жжением в теле, потерей сознания, головокружением и общей слабостью, а его подавление Капхой – потливость или отсутствие потения, мурашки, слабость огня пищеварения, холодность и нечувствительность пораженных частей тела. Подавление Самана Вайу Питой характеризуется потоками пота, жаром, сопровождающимся чувством жжения в теле, и приступами, напоминающим эпилептические, а его подавление Капхой – обильным мочеиспусканием, дефекацией, ринитом, слюнотечением и мурашками. Подавление Апана Вайу Питой характеризуется высокой температурой тела, жжением в пораженной части тела и маточными кровотечениями, а его подавление Капхой – чувством тяжести в нижней части тела. Подавление Вйана Вайу Питой характеризуется жжением, судорогами и слабостью, а его подавление Капхой – тяжестью в теле, чувством окоченения и нарушением подвижности в суставах.

Нозология подагры (Вата-Ракта)

Сильное горе, слишком активная половая жизнь, чрезмерная физическая нагрузка, избыточное употребление алкогольных напитков, не соответствующий сезону распорядок дня и диета, прием пищи, неблагоприятной для индивидуальной конституции, неправильное или чрезмерное употребление жирных и маслянистых субстанций – все это причины совместного дисбаланса крови и Питта доша. Вышеперечисленные факторы также имеют особенность вызывать дисбаланс телесного воздуха[2] и крови у людей очень худых, полных или нормального телосложения людях. 39

Жизненный воздух выходит из состояния равновесия или возбуждается от длительной верховой езды, подъема или переноса тяжестей, чрезмерной снисходительностью к вещам, которые должны приводить в ярость[3] или нарушают жизненное кредо человека, злоупотребления горячей по своей природе пищей, чревоугодия, приема острой, кислой или едкой пищи, чрезмерного употребления зелени, перегрева. Одновременно это все загрязняет кровь. Грязная кровь, из-за одновременного дисбаланса телесного воздуха, движется с некоторым затруднением. Телесный воздух, заблокированный (медленной) кровью, еще сильнее возбуждается, вызывая ответное возбуждение крови. Слово «Вата» в названии болезни стоит на первом месте по причине первичности дисбаланса этой доша патогенезе этого заболевания, не смотря на то, что дисбаланс телесного воздуха и крови в данном случае совместный. 40

Аналогичным образом, болезнь, вызванную возбужденной Питой в соединении с грязной или возбужденной кровью называют Питта-Ракта, а единственное состояниие, вызванное вызванную возбужденной Капхой в соединении с грязной или возбужденной кровью называют Капха-Ракта.

В случае Вата-Ракты в нижних конечностях могут возникать гиперчувствительность, колющая и пронизывающая боль. Ноги становятся сухими или тонкими, постепенно теряется тактильная чувствительность. В случае Питта-Ракты ноги краснеют, в них возникает чувство сильного жара, они становятся горячими, мягкими и раздутыми. В случае Капха-Ракты ноги становятся твердыми и раздутыми, припухлость беловатая, холодная и нестерпимо зудящая. В случае совместного дисбаланса трех доша и крови (Душта-Ракта) на ногах появляются смешанные симптомы, соответствующие признакам трех предыдущих типов. 41-43

На начальных стадиях заболевания ноги или начинают сильно потеть, становятся холодными и дряблыми, или потливость прекращается, и ноги становятся горячими и напряженными. Появляется колющая боль, снижается чувствительность, возникает тяжесть, чувство жара или побеление кожи. Болезнь или поднимается от стоп вверх, или сначала поражает верхнюю часть ног, постепенно, как крысиный яд, поражая все тело.

В случае, когда кожа голени истончается и лопается, источая гной и кровь, происходит потеря Праны и тканей организма, искривляются пальцы и происходит отторжение тканей, подагра является неизлечимой. Если же заболевание длится меньше года, оно является контролируемым. 44

Нозология других болезней, вызванных увеличением Вата доша

Выйдя из состояния равновесия[4] или возбудившись, телесный воздух ускоряет свое движение по праническим каналам, локализующимся в той или иной части тела, заставляя ее быстро-быстро содрогаться и порождая болезнь, которую называют тиками (Акщепака). Если же больной при этом падает на землю, болезнь называют судорогами (Апатанака). Если вышедший из состояния равновесия или возбужденный телесный воздух, сталкиваясь с увеличившейся Капхой, перегружает каналы, то судороги получают название “одеревеняющих” (Дандаапатанака), ибо тело при этом лишается гибкости и подвижности, становясь похожим на палку[5]. 45-46

Состояние, при котором телесный воздух заставляет тело выгнуться, словно лук, называется тетаническим сокращением (Дханухстамбха). Болезнь эта редко отступает под напором лекарства, и вылечена бывает только в исключительных случаях и с большим трудом. Ее характерным признаком является нарушение глотания по причине потери подвижности нижней челюсти. Тетанические сокращения бывают двух видов, в зависимости от того, изогнуто тело пациента вперед или назад. Когда сильно увеличившийся телесный воздух, скопившись в области пальцев, голеней, живота, области сердца, груди и горла, начинает тянуть связки, тело напрягается и сгибается вперед, а состояние называется эмпростотонусом (Абхйантхрайама дханухстамбха). Больной не может двигать глазами, они замирают и становятся неподвижными, челюсти не размыкаются, бока втягиваются, изо рта извергается вязкая слизь. Это отличительные черты первого типа. Когда телесный воздух, скопившись в связках и сухожилиях задней части тела, в ярости сокращает их, тело сгибается назад. Больной жалуется на боль в груди, боках и бедрах. Это состояние, называемое опистотонусом (Бахйайама дханухстамбха), считается неизлечимым. 47-50

Выделяют четыре типа тиков: вызванные совместным дисбалансом телесного ветра и Капха доша, вызванные совместным дисбалансом телесного ветра и Питта доша, вызванные чистым дисбалансом телесного воздуха и посттравматические тики. Тики, вызванные большой кровопотерей, выкидышем, нарушением протекания беременности и родов, а также посттравматические тики считаются неизлечимыми. 51-52

Болезнь, вызванная глубоким дисбалансом телесного воздуха, который поражает пранические каналы правой или левой половины тела, распространяясь вверх, вниз или латерально, делая ее слабой и безжизненной, а суставы противоположной стороны – бездействующим и бесполезным, знающие врачи называют гемиплегией (Пакщагхата). Больной, у которого половина или все тело потеряло чувствительность и стало недвижимым, но чье сознание осталось ясным до последнего вздоха, умирает внезапно, по исчезновению жизненных сил. 53-54

Гемиплегия, вызванная чистым дисбалансом телесного воздуха, лечится с большим трудом, если она вызвана совместным дисбалансом телесного воздуха и Питта или Капха доша, то излечима, а если вызвана истощением телесных тканей, то неизлечима. 55

Телесный воздух, выйдя из равновесия и покинув места своей основной локализации, поднимается вверх и скапливается в голове, сердце и в височной зоне, распирая их, вызывая тем самым конвульсивные движения рук и ног. Больной лежит с закрытыми глазами или пристально смотрит в одну точку, глаза не подвижны, взгляд застывший, он теряет ориентацию и стонет, дыхание затруднено, могут появляться симптомы асфиксии, иногда наступает потеря сознания. Сознание и жизненный тонус возвращаются, когда телесный воздух покидает сердце, но снова покидают больного, когда он, соединившись с Капха доша, снова выходит из равновесия и перемещается в сердце. Эту болезнь называют конвульсиями (Апатантрака): она вызывается сильным увеличением телесного воздуха и соединением его с вышедшей из равновесия Капха доша. 56

Телесный воздух, локализующийся в шее, выйдя из состояния равновесия из-за дневного сна, сна с запрокинутой головой, на неровном месте или на неудобной подушке, длительного запрокидывания головы или неправильного положения головы, соединившись с Капха дошей, порождает болезнь, известную как синдром ригидности затылка (Манйастамбха). 57

Беременные женщины, женщины в послеродовом периоде, младенцы, пожилые и ослабленные люди больше всего подвержены заболеванию, возникающему по причине скопления телесного воздуха в голове, носу, верхней губе, подбородке, во лбу и глазницах, вызванного потерей крови и возбужденного болтовней, криком или громким разговором, жеванием твердой пищи, громким смехом, зевотой во весь рот, ношением тяжестей на голове, сном в неудобной позе или на земле, известному как паралич лицевого нерва (Ардита), искажающему лицо. При этом шея и половина лица перекошены, голова может трястись, теряется дикция, изменяется разрез глаз, часть шеи, подбородка и зубов на пораженной стороне становятся болезненными. Болезнь начинается с тремора, озноба, пелены перед глазами, нарушения движения телесного воздуха, онемения, колющей боли в пораженном месте, пареза нижней челюсти, лицевых или затылочных мышц. Врачи, сведущие в этиологии болезней, называют это состояние параличом лицевого нерва (Ардита). Паралич лицевого нерва, возникающий у ослабленного или истощенного пациента, а также сопровождающийся сильным падением зрения, невнятной речью, словно у человека во рту каша, сильным перекосом лица или продолжающийся более трех лет, считается неизлечимым. 58[6]

Болезнь, при которой два больших канала, проходящих по задней части бедра до самых кончиков пальцев ног становятся переполненными вышедшим из равновесия телесным воздухом, который лишает ноги подвижности и порождает боль, называют радикулитом (Гридхраси). 59

Болезнь, при которой каналы, проходящие в руках становятся переполненными вышедшим из равновесия телесным воздухом, который лишает их подвижности и порождает боль, называется моноплегией верхних конечностей (Вишвачи). 60

Очень болезненную объемную припухлость коленного сустава, вызванную совместным дисбалансом телесного воздуха и грязной крови, называют бурсит или синовиит коленного сустава (Крощтукаширща) из-за ее сходства с головой шакала. 61

Телесный воздух, выйдя из состояния равновесия в области поясницы и поражая каналы бедра, делает человека хромым; если поражена одна нога, болезнь известна как хромота на одну ногу, а если две, то полная хромота (Кханджа и Пангу). Если у человека возникает дрожь в ногах перед началом движения и он хромает во время прогулки, но суставы при этом не поражены, то хромота называется Калайакханджа. 62-63

Неправильная постановка стопы при ходьбе или напряжение стопы при ходьбе, способствует возбуждению телесного воздуха и скоплению его в области стопы и лодыжки, называется косолапостью (Ватакантака). Телесный воздух, выйдя из состояния равновесия и соединившись с Капха доша и кровью, вызывает у человека, много ходящего пешком, чувство жжения в стопах, называемое усталостью ног (Пададаха). Совместное увеличение телесного воздуха и Капха доша вызывает состояние, характеризующееся потерей чувствительности ног и колющей болью, известное как “отсидел ногу” (Падахарща). Болезнь, при которой телесный воздух из-за своего дисбаланса иссушает Капха доша в плечевом суставе, называют Амсашощака. Если при этом происходит и иссушение каналов руки, болезнь называют сухоткой руки (Апабахука). 64-67

Глухота (Вадхирйайама) появляется только в том случае, когда вышедший из равновесия телесный воздух или один, или соединившись с Капха дошей, заполняет слуховые каналы. 68

Болезнь, при которой вышедший из равновесия телесный воздух вызывает пронизывающую боль в скулах, голове, висках и в шее, переходящую в ушную боль, называется отитом (Карнашула). Телесный воздух, локализующийся в речевом аппарате, выйдя из состояния равновесия и соединившись с Капха доша, блокирует каналы, по которым движется звук, вызывая немоту (Мука), носовую речь (Минмина) и неясную речь (Гадгада). 69-70

Сильная разрывающая опускающаяся боль в прямой кишке и половом члене называется Туни, а поднимающаяся до живота – Пратитуни. Вздутие живота, сопровождающееся нарушением движения газов по кишечнику, болью и бурчанием в животе, называется кишечной коликой (Адхмана). Когда это состояние начинается в эпигастральной области и сопровождается болью в сердце, оно называется (Пратйаадхмана). Совместный дисбаланс телесного воздуха и Капха доша вызывает эти болезни. 71-74

Твердая как камень, подвижная или неподвижная опухоль, расширенная в верхней своей части, появляющаяся чуть ниже пупочной области и мешающая передвижению кала и газов по кишечнику, называется доброкачественной опухолью кишечника (Ватастхила), которая, как видно из ее названия, вызывается дисбалансом телесного воздуха. Аналогичная опухоль, локализующаяся с боку или растущая поперек живота, мешающая движению мочи, кишечных газов и кала, называется Пратйастхила. 75-76

Так заканчивается первая глава Ниданастханы Сушрута Самхиты, посвященная нозологии болезней, вызванных увеличением Вата доша.


[1] Ва – двигаться (санскр.).

[2] Сушрута использует здесь термин «Вайу».

[3] Точнее, вызывать ненависть или антипатию.

[4] В основном это увеличение Вата доша, в редких случаях – его снижение.

[5] Санск. «Данда».

[6] Принято считать, что часть этой шлоки не сохранилась до нашего времени.


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!