В сегодняшней рассылке речь пойдет о питьевом режиме человека с позиции аюрведической медицины. Тема эта поднята не случайно – во-первых меня удивляет столь полномасштабная агитация чрезмерного потребления жидкости, во-вторых – реакция людей на эту агитацию. В последнее время все больше и больше людей, веря в рекламу и в надежде исцеления начинают интенсивно пить воду, считая, что, чем больше жидкости выпито, тем больше шлаков и токсинов выведено из организма. Минимальный рекомендуемый объем жидкости – около трех литров; причем чай, сок или компот за жидкость не считают. Агитацию «Да здравствует обильное питье!» поддерживают и многие «аюрведические специалисты», обращаясь в массы посредством интернет-рассылок и публикаций, забывая или не зная рекомендацию Чараки, что во время приема пищи необходимо рассчитывать, чтобы одна треть желудка была заполнена твердой пищей, вторая – жидкостью или жидкой пищей, а третья оставалась пустой для свободного движения Тридоша. Чакрапани в своих ком-ментариях на эту шлоку говорит, что это утверждение необходимо принимать менее строго, выделяя несколько больше места для твердой пищи. Вагбхата же советует мысленно поделить желудок на четыре равные части и две из них заполнять твердой пищей, тщатель-нейшим образом пережеванной, одну – жидкой пищей и последнюю часть оставлять свободной для беспрепятственного взаимодействия Тридоша (Аштанга Самграха 1.10.). В своей Аштанга Хридаям Самхите он пишет (Сутрастхана, 8.46.) «Две части желудка – для твердой пищи, часть для воды и часть для движения Воздуха (и остальных доша)».Исходя из этого указания, можно предположить, что основной прием жидкости в течение дня должен приходиться на время приема пищи (А.Х.1.8.47-54.): «Для запивания пищи, приготовленной с ячменем и пшеницей, идеально подходит холодная вода. Она хороша после йогурта, вина, меда и после принятия отравленной пищи. Теплая вода рекомендуется после пищи, которая богата крахмалом, после сыворотки, обезжиренного молока и ферментированных напитков. После пищи, приготовленной из овощей и маша, пиво подходит для тех, кто хочет поправиться, а медовая вода для тех, кто хочет похудеть; мясной отвар – для истощенных, вино – после мяса и для тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар для тех, кто ослаблен болезнью, лечением, прогулками на длинные дистанции, болтовней, сексуальными отношениями, голоданием, солнцем и др., для истощенных, стариков и детей. Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами, противоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью. Такой напиток всегда полезен. Напиток, выпитый после еды, бодрит, порождает удовлетворенность, помогает правильному движению пищи по пищеварительному тракту, дает силу, разбавляет и разбивает плотные комки пищи, облегчает смачивание пищевого комка и его переваривание. Он не рекомендуется при болезнях, расположенных выше ключиц, одышке, кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для певцов и декламаторов (людей, которым приходится долго и много говорить). Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, болезнях глаз, горла и ранах. Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не должны петь или громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под солнцем или у огня, путешествовать на повозке, плавать и ездить на верховых животных после еды». Что же касается приема жидкости в промежутках между приемами пищи, конкретного указания аюрведические мудрецы не дают, утверждая, что количество принимаемой жидкости – воды или любой другой, должно соответствовать естественному чувству жажды. Аюрведические тексты не разделяют воду на кислую или щелочную, описание воды идет исходя из ее качеств, а не рН. Вагбхата пишет (Аштанга Хридаям Самхита, Сутрастхана, 5 глава): «Сейчас мы разъясним главу «Наука о жидкостях», как поведал Атрея и другие великие мудрецы. Дождевая вода, падающая с неба и вступающая в контакт с солнечными лучами, ветром и лунным светом, обладает тонким вкусом, слегка сладковатая, холодная, быстро усваивается, подобна нектару, способствует зарождению жизни, дает насыщение, комфорт, здоровье телу и уму, освежает. Таковы ее свойства. Ее положительные и отрицательные качества зависят от местности и времени года . (1 - 2) Только та дождевая вода, которая не меняет цвета риса, сваренного в чистой серебряной кастрюле, считается пригодной для питья. (22\3) Все остальные типы воды (дождевой) являются горькими и не рекомендуются для питья, в том числе и осенью . (3 - 3а) Дождевая вода, хранящаяся в чистом сосуде и не изменившая свои органолептические свойства, всегда должна использоваться для питья. Если же такая вода отсутствует, то можно собрать воду с земли, но только из чистого, обширного, с черной или белой глиной по берегу, не затененного и обдуваемого ветром водоема. (4 - 5) Вода грязная, замутненная талым снегом, водорослями, листьями и травой, не доступная прямым солнечным лучам и ветру, состоящая из смеси старой (стоячей) и свежей (проточной), мутная, тяжелая (долго усваиваемая), пенистая, содержащая яйца гельминтов, горячая (по своей природе), холодная до оцепенения зубов, дождевая, если дождь идет не в сезон или если это первый дождь за сезон (до восхода заезды Агастья (Канопус)), загрязненная венками, оскверненная слюной, мочой, калом, паутиной и т.д., не должна использоваться для питья. (6 - 7а) Качества воды из глубокого колодца, искусственного пруда и т.д. стоит рассматривать в соответствие с качествами окружающей местности. (12а) Вообще не стоит пить воду или надо пить только в очень малых количествах, если полное воздержание ведет к слабости, в случаях снижения пищеварительной активности, при уплотнении участка кишечника, анемии, вздутии живота, поносе, геморрое, болезнях двенадцатиперстной кишки и водянке. Осенью и весной здоровые люди должны пить несколько меньше, чем обычно. (13 - 14) Человек, пьющий воду в середине, в конце и в начале еды соответственно сохранит нормальный вес, увеличит его или уменьшит. (14а) Холодная вода снимает алкогольную интоксикацию, истощение, усталость, жажду, приводит в чувство, останавливает рвоту, головокружение, жар, солнечный удар, накопление (сгущение) Питта доша, крови и яда. (15 - 15а) Горячая вода возбуждает аппетит, способствует пищеварению, хороша для груди, легко переваривается, очищает мочевой пузырь, лечит икоту, метеоризм, увеличение Вата и Капха доша, идеальна во время очищения организма, для страдающих от застарелого жара, кашля, ринита, одышки, накопления амы и болей в суставах. (16 - 17) Вскипяченная, а затем охлажденная вода не создает отеков, очень легко усваивается и идеальна при болезнях Питта доша. (Кипяченая) вода, выдержанная более суток, возбуждает все три доша. (18) Кокосовое молоко – маслянистое, сладкое, афродизиак, охлаждает, легко усваивается, быстро утоляет жажду, снижает Вата и Питта, увеличивает чувство голода и очищает мочевой пузырь. (19) Во время сезона дождей лучшая вода – дождевая, а худшая – речная.Так заканчивается описание качеств воды. (192\3)». Стоит обратить внимание, что Вагбхата относит к воде и кокосовое молоко, опровергая тем самым новомодную теорию о необходимости использовать для питья исключительно воду. Что же касается приема дистиллированной, то, можно только сказать, что она вымывает из организма не только токсины и продукты распада, но и полезные вещества и микроэлементы.
___________________ 1 Объем желудка соответствует трем – трем с половиной сложенным вместе кулакам. 2 Чарака выделяет шесть качеств дождевой воды (Ч.С.1.27.198.) – она холодная, прозрачная, чистая, легкая, вкусная и благотворно влияющая на организм человека. 3 В настоящее время в связи с экологической обстановкой не рекомендуется пить дождевую воду, даже если дождь идет больше недели. 4 Во время преобладания Капха доша.
Очень интересная и познавательная статья.Древние мудрецы доступно разъяснили в каком объёме, когда и какую воду надо употреблять. А какую воду рекомендуют использовать аюрведические врачи в наше время? На мой взгляд, такая информация не испортила бы эту статью.